Другие мероприятия

«Актуальные вопросы обеспечения устойчивого развития закрытых административно-территориальных образований»

Решение выездного совещания Комитета

В соответствии с пунктом 2.5.4 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года и распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 февраля 2019 года № 23рп-СФ «О выездном совещании в городе Сарове» Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел 14 марта 2019 года выездное совещание в городе Сарове «Актуальные вопросы обеспечения устойчивого развития закрытых административно-территориальных образований» с участием представителей федеральных органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов.

Участники совещания, всесторонне обсудив широкий круг вопросов обеспечения устойчивого развития закрытых административно-территориальных образований, отметили следующее.

В Российской Федерации 38 муниципальных образований имеют статус закрытых административно-территориальных образований (далее также – ЗАТО). В них проживает более миллиона человек[1]. На территории ЗАТО концентрируются значительные интеллектуальные, инновационные, промышленные ресурсы, что придает данным территориям особую ценность в общем стратегическом развитии общества, в обеспечении экономического роста, обороноспособности и безопасности государства.

Вместе с тем, особый режим охраны государственной тайны и безопасного функционирования объектов, по роду деятельности которых создаются ЗАТО, характеризуется специальными условиями проживания граждан и осуществления хозяйственной деятельности на данных территориях[2].

Несмотря на значительный инновационный потенциал, социально-экономическое развитие ЗАТО сдерживается рядом негативных факторов:

материальные и трудовые ресурсы сконцентрированы вокруг объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, многие ЗАТО отнесены к монопрофильным муниципальным образованиям[3];

диверсификация экономики ЗАТО затруднена ввиду существенных ограничений на въезд и постоянное проживание граждан на территории ЗАТО, на право ведения хозяйственной деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, ограничений, связанных с приобретением прав на имущество на территории ЗАТО;

монопрофильность экономики, ограничения на использование земель обусловливают недостаточность собственной доходной базы местных бюджетов ЗАТО, их зависимость от дотаций из федерального бюджета[4] и бюджета субъекта Российской Федерации (доля дотаций может превышать 60 процентов общего объема доходов местного бюджета);

возможности органов местного самоуправления самостоятельно планировать социально-экономическое развитие ЗАТО и оперативно решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения ограничены необходимостью согласовывать многие стратегические и текущие решения с федеральными органами исполнительной власти (государственными корпорациями), в ведении которых находятся градообразующие объекты ЗАТО;

объекты коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность ЗАТО, имеют высокую степень износа; собственные ресурсы недостаточны для их капитального ремонта и реконструкции;

строительство жилья, новых объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры затруднено ограниченностью прав органов местного самоуправления распоряжения земельными участками на территории ЗАТО.

Средствами преодоления указанных ограничений являются разработка при участии федеральных органов исполнительной власти (государственных корпораций), в ведении которых находятся градообразующие объекты ЗАТО, стратегии социально-экономического развития ЗАТО и плана мероприятий по реализации такой стратегии, создание на земельных участках в границах ЗАТО территорий опережающего социально-экономического развития с льготным режимом ведения предпринимательской деятельности, а также проведение мероприятий по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в границах ЗАТО создано 8 территорий опережающего социально-экономического развития, в процессе создания еще ряд таких территорий.

Органами местного самоуправления ЗАТО ведется активная работа по повышению благоустроенности территорий ЗАТО путем реализации программ формирования современной городской среды при непосредственном участии населения (в том числе трудовом и (или) финансовом), в частности, с использованием инструментов инициативного бюджетирования (программы поддержки местных инициатив и иные аналогичные программы).

В целях обеспечения устойчивого развития закрытых административно-территориальных образований, участники совещания решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о корректировке условий применения резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в ЗАТО, пониженных тарифов страховых взносов в части предоставления права применять пониженные тарифы страховых взносов резидентам, получившим такой статус не позднее 31 декабря 2025 года;

о предоставлении ЗАТО дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в целях модернизации и капитального ремонта объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность ЗАТО;

о целесообразности внесения в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» изменений в части уточнения механизмов и мер государственной поддержки социально-экономического развития ЗАТО с учетом предложений, подготовленных в соответствии с пунктом 5 настоящего решения Ассоциацией закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности совместно с Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация содействия гражданам закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны России»;

о целесообразности внесения в бюджетное законодательство Российской Федерации изменений в части исключения дотаций бюджетам ЗАТО, предоставляемых в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования, из числа дотаций, учитываемых при определении доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах местных бюджетов, величина которой влечет применение ограничительных мер, предусмотренных статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

о внесении в Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 232, изменений в части:

корректировки методики расчета дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО в целях учета объективных факторов, приводящих к снижению объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов ЗАТО;

исключения из числа условий предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО принятие и выполнение обязательств по неустановлению и (или) отмене ранее принятых расходных обязательств ЗАТО, не связанных с решением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления такого образования, в части расходных обязательств по оказанию дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;

о внесении в законодательство, определяющее особенности землепользования в ЗАТО, изменений, предусматривающих снятие режима земель ограниченных в обороте или смягчение указанного режима в отношении земельных участков, не занимаемых непосредственно организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, в том числе земельных участков под общественными территориями, автомобильными дорогами, жилищным фондом, коммунальными и социальными объектами, а также земельных участков, используемых для садоводства и огородничества;

о внесении в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710) изменений в части установления обязательности включения ЗАТО, не являющихся монопрофильными муниципальными образованиями, в перечень муниципальных образований – получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным медико-биологическим агентством:

подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения по дополнению государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640, ведомственным проектом, направленным на повышение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению ЗАТО, в том числе с использованием инструментов государственно-частного партнерства;

рассмотреть вопрос о подготовке предложений по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в ЗАТО или переехавшим на работу в ЗАТО из другого населенного пункта.

3. Рекомендовать Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

организовать выполнение научно-исследовательских работ на темы «Разработка модели управления обеспечением здоровья работников организаций и населения городов атомной энергетики и промышленности», «Разработка карты здоровья работников организаций и городов атомной энергетики и промышленности», а также подготовить и внести в Министерство здравоохранения Российской Федерации предложения по внедрению результатов указанных работ;

подготовить и внести в Министерство здравоохранения Российской Федерации предложения по совершенствованию порядка оказания первичной медико-санитарной помощи на территориях ЗАТО, в которых расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», на основе современных разработок в области амбулаторно-поликлинической помощи.

4. Рекомендовать Акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:

рассмотреть вопрос о разработке комплекса специализированных мер поддержки, в том числе специализированных кредитных и гарантийных продуктов, для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории ЗАТО.

5. Рекомендовать Ассоциации закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности совместно с Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация содействия гражданам закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны России»:

подготовить и представить в Правительство Российской Федерации обоснованные предложения о внесении в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» изменений в части уточнения механизмов и мер государственной поддержки социально-экономического развития ЗАТО.

6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования:

при проведении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дней субъектов Российской Федерации включать актуальные аспекты проблем развития ЗАТО в перечень вопросов для рассмотрения на расширенных заседаниях комитетов Совета Федерации, а также в предложения в проект постановления Совета Федерации о государственной поддержке социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации;

активнее использовать возможности Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации в целях обсуждения проблем развития ЗАТО и подготовки соответствующих предложений по совершенствованию законодательства (проектов законодательных инициатив);

в приоритетном порядке включать ЗАТО в перечень муниципальных образований – получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды;

стимулировать внедрение в ЗАТО инструментов инициативного бюджетирования путем приоритетного представления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в рамках программ поддержки местных инициатив и (или) иных аналогичных программ;

включать ЗАТО в перечень городских округов и муниципальных районов, в которых проекты муниципальных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в обязательном порядке подлежат оценке регулирующего воздействия;

при формировании государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривать отдельное мероприятие по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории ЗАТО, грантов на обеспечение создания высокотехнологичных рабочих мест и (или) обучение работников;

совместно с органами местного самоуправления ЗАТО подготовить предложения по изменению границ городских округов – ЗАТО и (или) границ территорий опережающего социально-экономического развития в целях включения в указанные границы земельных участков за пределами контролируемых и (или) запретных зон, а также использованию таких земельных участков для реализации инвестиционных проектов.

7. Рекомендовать органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:

содействовать более активному созданию на территории ЗАТО территориальных общественных самоуправлений;

поощрять участие (финансовое и (или) трудовое) граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий ЗАТО в рамках муниципальных программ формирования современной городской среды;

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации предпринимать меры по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО путем формирования соответствующих муниципальных программ, предоставления имущественной и информационной поддержки, создания фондов развития малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения доступными кредитными ресурсами.

 



[1] Данные Аналитического управления Аппарата Совета Федерации от 5 февраля 2019 года.

[2] Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании».

[3] Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р.

[4] Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 232.