Другие мероприятия

Расширенное заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа и Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Решение расширенного заседания
(г. Оренбург, 26 сентября 2013 года, № 1/36 (проект))

Заслушав и обсудив доклады председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Клишаса А.А. и председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Киричука С.М. об актуальных проблемах и перспективах развития общественного контроля над органами власти в Российской Федерации, участники расширенного заседания отмечают особую значимость данного вопроса в развитии гражданского общества.

По итогам состоявшегося обсуждения участники расширенного заседания признали целесообразным:

1. Предложить:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

  • в случае внесения в Государственную Думу проекта федерального закона об основах общественного контроля в Российской Федерации инициировать его широкое общественное обсуждение, после проведения которого обеспечить учет высказанных замечаний и предложений;

Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества и Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

  • провести в 2014 году заседание «круглого стола» на тему «О правовом и организационном обеспечении взаимодействия институтов государственного, муниципального, парламентского и общественного контроля в Российской Федерации»;
  • в дальнейшей работе по совершенствованию правового обеспечения общественного контроля уделить особое внимание обеспечению открытости и подотчетности деятельности организаций общественного контроля для общества, четкому определению полномочий субъектов общественного контроля, а также установлению гарантий их деятельности по осуществлению ими своих полномочий, предусматривая необходимые меры их правовой защиты;

Комитету Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике и Комитету Государственной Думы по образованию:

  • рассмотреть вопрос о совершенствовании правового регулирования общественного контроля в сфере образования, предусматривая его усиление в части контроля за расходованием средств образовательных организаций; обоснованностью принятия решений по вопросам оплаты труда педагогических работников; осуществлением лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций; содержанием учебных планов; осуществлением учебного процесса, а также в части совершенствования порядка формирования и деятельности соответствующих общественных, попечительских и родительских советов для обеспечения эффективности и открытости их деятельности для общественности;

Общественной палате Российской Федерации:

  • во взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации разработать проект модельного закона субъекта Российской Федерации об общественной палате субъекта Российской Федерации, уделив при этом особое внимание обеспечению их представительности, независимости от институтов власти, открытости и подотчётности деятельности для общества, и после разработки указанного проекта вынести его на общественное обсуждение;
  • проанализировать практику формирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти на предмет уровня и качества их общественного представительства и влияния действующего порядка их создания на эффективность выполнения задачи общественного контроля в сферах деятельности соответствующих государственных органов. На основе проведённого анализа выработать предложения по совершенствованию порядка формирования и деятельности общественных советов при федеральных и региональных органах государственной власти, включая уточнение их полномочий, установление чёткого обязательного перечня вопросов, по которым необходимо заключение соответствующего общественного совета;
  • обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации с предложением о включении проведения мониторинга применения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в проект плана ежегодного мониторинга, разрабатываемого Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657;
  • рассмотреть вопрос о целесообразности и возможных формах создания и функционирования специализированного информационного ресурса в сети Интернет по вопросам общественного контроля в Российской Федерации, на котором в систематизированном виде можно было бы размещать информацию о правовом и методическом обеспечении общественного контроля, положительном опыте из разных регионов страны, проведении общественных контрольных мероприятий и результатах проверок, предложениях в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления и их ответах на такие предложения.

2. Рекомендовать:

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа:

  • рассмотреть вопрос о дополнительных мерах по государственной поддержке создания системы региональных центров общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства (во взаимодействии с Национальным центром общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере) с учётом положительного опыта ряда субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Липецкая область);
  • проанализировать проект федерального закона № 199597–6 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и связанный с ним проект федерального закона № 199590–6, принятые в первом чтении 17 апреля 2013 года, срок представления поправок к которым был продлён до 2 декабря 2013 года, и представить свои замечания и предложения в профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы;
  • шире использовать интерактивные возможности освещения деятельности органов власти, включая прямые интернет-трансляции их заседаний;
  • создать интернет-сервисы, позволяющие гражданам в доступной форме подавать электронные заявки и контролировать их исполнение в различных сферах жизнедеятельности;
  • обеспечить участие общественных палат субъектов Российской Федерации в формировании общественных советов при исполнительных органах государственной власти соответствующих субъектов Федерации;

Законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа:

  • провести парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере общественного контроля» и при необходимости выработать законодательные меры по решению проблем в указанной сфере отношений;
  • рассмотреть возможность внедрения механизма по формированию общественных палат субъектов Российской Федерации, обеспечивающих непосредственное участие населения в выборах части членов региональной общественной палаты и повышение доли членов общественной палаты, назначаемых на основе предложений общественных объединений и избираемых населением;

Общественным палатам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа:

  • активнее привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в состав общественных палат субъектов Российской Федерации;
  • обратиться с инициативой к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации о наделении правом законодательной инициативы общественных палат субъектов Российской Федерации.