Программа проведения заседания секции № 2
Второго форума регионов Беларуси и России
на тему «Пути реализации основных принципов и задач региональной промышленной политики государства. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации, Республики Беларусь и органов самоуправления в сфере промышленной политики: проблемы и успешный опыт»
Дата и время проведения — 17 сентября 2015 г., 12:00 – 13:30
Место проведения — Конгресс Центр, конференц-зал «Премьер» (Зал 2)
10 мин. | Открытие заседания. Председательствует на заседании и выступает со вступительным словом |
7 мин. | Гармонизация законодательства в сфере промышленной политики – приоритетная задача парламентов стран Союзного государства |
7 мин. | Пути промышленной интеграции Тюменской области и Республики Беларусь. Опыт индустриализации на примере Тюменской области. |
7 мин. | Формирование Минским горисполкомом комплекса перспективных мер, направленных на развитие приоритетных секторов экономики |
7 мин. | Промышленная интеграция российских и белорусских производителей оборудования для крупных компанийГлебович Николай Александрович — Заместитель губернатора Томской области |
7 мин. | Роль органов местного самоуправления в правовом обеспечении реализации национальной промышленной политики на примере Гродненской области* |
7 мин. | Региональные аспекты промышленного развития России |
7 мин. | Формирование Могилевской областью условий для создания совместных предприятий и кооперационных объединений в целях освоения высокотехнологичных производств и повышения локализации производств |
7 мин. | Законодательное обеспечение развития промышленной политики в городе Москве |
10 мин. | Дискуссия |
5 мин. | Подведение итогов |
7 мин. | Закрытие заседания |
Рекомендации
Участники заседания секции № 2, проведенной в рамках второго Форума регионов России и Беларуси на тему «Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты», обсудив вопрос «Пути реализации основных принципов и задач региональной промышленной политики государства. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации, Республики Беларусь и органов самоуправления в сфере промышленной политики: проблемы и успешный опыт» отмечают следующее.
В настоящее время основу российско-белорусских отношений составляют интеграционные процессы в рамках Союзного государства, Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Российская Федерация и Республика Беларусь обладают значительным промышленным потенциалом. Промышленная продукция составляет значительную часть их внешнеторгового оборота.
Существенное значение для экономического развития обеих стран имеют кооперационные связи в сфере промышленного производства.
Наиболее активно развивают внешнеэкономическое сотрудничество с регионами Беларуси республики Татарстан и Башкортостан, Московская, Тюменская, Смоленская, Брянская, Ярославская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Свердловская, Челябинская и Кемеровская области, города Москва и Санкт-Петербург.
В рамках заключённых договоров реализуются инвестиционные проекты с участием российского и белорусского капиталов, наблюдается рост совместных предприятий. Например, на территории Красноярского края зарегистрировано 19 коммерческих предприятий с участием белорусского капитала. В рамках реализации Соглашения между Правительством Красноярского края и Правительством Республики Беларусь об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на базе ООО «Агросельхозтехника» созданы и функционируют 5 совместных сборочно-производственных предприятий по производству техники сельскохозяйственного назначения.
В Хабаровском крае осуществляют свою деятельность 3 предприятия с инвестициями из Республики Беларусь, в Калужской области, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе — Югра зарегистрировано по 3 совместных предприятия, на территории Саратовской области — 13, в Республике Башкортостан и в Волгоградской области действует по 25, в Воронежской области 8 совместных предприятий, созданных при участии белорусского капитала. На территории Брянской области зарегистрировано 371 совместное предприятие в сфере малого и среднего бизнеса.
К числу наиболее успешных примеров реализации инвестиционных проектов в сфере промышленного производства относятся инвестиционный проект ОАО «Агропромпарк» и ОАО «Гомсельмаш» на территории Ульяновской области, создание в Брянской области двух крупных совместных предприятий ЗАО СП «Брянсксельмаш» (производство модификаций сельхозтехники) и ООО «Амкодор-Брянск» (производство дорожно-строительной техники), организация в г. Санкт-Петербурге совместного российско-белорусского центра по микросистемотехнике на базе ОАО «Авангард». На территории Республики Беларусь реализуется инвестиционный проект компании «БИОКАД», входящий в кластер фармацевтической и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге.
Положительным примером развития взаимовыгодного сотрудничества может служить взаимодействие Республики Беларусь и Тюменской области, внешнеторговый оборот между которыми на протяжении последних лет демонстрирует положительную динамику. Так, по итогам первого полугодия 2015 года рост товарооборота между ними возрос более чем в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Такие факты свидетельствуют о наличии значительного потенциала кооперационных возможностей России и Беларуси, способности успешно противостоять действию негативных экономических факторов за счет использования внутренних резервов в сфере промышленного производства.
Участники заседания секции, заслушав и обсудив доклады и выступления представителей органов государственного управления и самоуправления Российской Федерации и Республики Беларусь, текущее состояние сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере промышленного производства, оценив динамику и перспективы такого сотрудничества признают, что:
- развитие промышленного производства в Республике Беларусь и Российской Федерации является фундаментом роста национальных экономик и Союзного государства в целом;
- решению данной задачи способствует объединение усилий двух государств как на республиканском и федеральном, так и на региональных уровнях;
- для достижения этой цели необходимы совершенствование и разработка новых действенных мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения промышленных комплексов наших стран и их регионов.
Основывая свою позицию на указанных принципах, результатах обсуждения современного состояния региональной промышленной политики двух государств и анализа механизмов сотрудничества в области промышленного производства участники заседания секции рекомендуют включить в проект Итогового документа второго Форума регионов Беларуси и России следующие положения:
- сконцентрировать усилия исполнительной и законодательной ветвей власти Республики Беларусь и Российской Федерации на формировании разносторонних, взаимовыгодных и эффективных форм межрегиональных связей в рамках Союзного государства, гармонизации законодательной базы сотрудничества в области промышленной политики;
- способствовать распространению успешного опыта работы регионов по реализации промышленной политики, направленной на объединение промышленного, научного и кадрового потенциала двух стран;
- совершенствовать правовые, организационные и финансовые механизмы развития промышленной кооперации, в том числе на уровне регионов;
- наращивать сотрудничество в инновационной, научно-технической и образовательной сферах;
- использовать возможности национальных законодательств для формирования условий наибольшего благоприятствования при создании совместных и транснациональных компаний;
- активизировать работу по расширению инвестиционного сотрудничества, устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле, а также выработке согласованных действий по продвижению совместной продукции на рынки третьих стран;
- обеспечивать эффективную реализацию действующих проектов совместного производства промышленных товаров;
- устанавливать и поддерживать прямые связи между субъектами хозяйствования, в том числе — малого и среднего предпринимательства.