Другие мероприятия

Заседание секции № 2 на тему «Пути реализации основных принципов и задач региональной промышленной политики государства. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации, Республики Беларусь и органов самоуправления в сфере промышленной политики: проблемы и успешный опыт»

Программа проведения заседания секции № 2
Второго форума регионов Беларуси и России
на тему «Пути реализации основных принципов и задач региональной промышленной политики государства. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации, Республики Беларусь и органов самоуправления в сфере промышленной политики: проблемы и успешный опыт»

Дата и время проведения — 17 сентября 2015 г., 12:00 – 13:30

Место проведения — Конгресс Центр, конференц-зал «Премьер» (Зал 2)

10 мин.

Открытие заседания.

Председательствует на заседании и выступает со вступительным словом
Киричук Степан Михайлович — первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Пантюхов Владимир Иванович — председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам 

7 мин.

Гармонизация законодательства в сфере промышленной политики – приоритетная задача парламентов стран Союзного государства
Оболенский Евгений Вячеславович — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи 

7 мин.

Пути промышленной интеграции Тюменской области и Республики Беларусь. Опыт индустриализации на примере Тюменской области.
Чейметов Владимир Николаевич — заместитель губернатора Тюменской области 

7 мин.

Формирование Минским горисполкомом комплекса перспективных мер, направленных на развитие приоритетных секторов экономики
Бирич Жанна Эдуардовна — заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета 

7 мин.

Промышленная интеграция российских и белорусских производителей оборудования для крупных компанийГлебович Николай Александрович — Заместитель губернатора Томской области 

7 мин.

Роль органов местного самоуправления в правовом обеспечении реализации национальной промышленной политики на примере Гродненской области*
Жук Игорь Георгиевич — председатель Гродненского областного Совета депутатов 

7 мин.

Региональные аспекты промышленного развития России
Харитонов Николай Михайлович — председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 

7 мин.

Формирование Могилевской областью условий для создания совместных предприятий и кооперационных объединений в целях освоения высокотехнологичных производств и повышения локализации производств
Харитончик Дмитрий Иванович — заместитель председателя Могилевского областного исполнительного комитета 

7 мин.

Законодательное обеспечение развития промышленной политики в городе Москве
Шапошников Алексей Валерьевич — председатель Московской городской Думы. 

10 мин.

Дискуссия 

5 мин.

Подведение итогов
Герасимович Светлана Михайловна — Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению 

7 мин.

Закрытие заседания
Пантюхов Владимир Иванович — председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам

Рекомендации

Участники заседания секции № 2, проведенной в рамках второго Форума регионов России и Беларуси на тему «Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты», обсудив вопрос «Пути реализации основных принципов и задач региональной промышленной политики государства. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации, Республики Беларусь и органов самоуправления в сфере промышленной политики: проблемы и успешный опыт» отмечают следующее.

В настоящее время основу российско-белорусских отношений составляют интеграционные процессы в рамках Союзного государства, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Российская Федерация и Республика Беларусь обладают значительным промышленным потенциалом. Промышленная продукция составляет значительную часть их внешнеторгового оборота.

Существенное значение для экономического развития обеих стран имеют кооперационные связи в сфере промышленного производства.

Наиболее активно развивают внешнеэкономическое сотрудничество с регионами Беларуси республики Татарстан и Башкортостан, Московская, Тюменская, Смоленская, Брянская, Ярославская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Свердловская, Челябинская и Кемеровская области, города Москва и Санкт-Петербург.

В рамках заключённых договоров реализуются инвестиционные проекты с участием российского и белорусского капиталов, наблюдается рост совместных предприятий. Например, на территории Красноярского края зарегистрировано 19 коммерческих предприятий с участием белорусского капитала. В рамках реализации Соглашения между Правительством Красноярского края и Правительством Республики Беларусь об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на базе ООО «Агросельхозтехника» созданы и функционируют 5 совместных сборочно-производственных предприятий по производству техники сельскохозяйственного назначения.

В Хабаровском крае осуществляют свою деятельность 3 предприятия с инвестициями из Республики Беларусь, в Калужской области, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе — Югра зарегистрировано по 3 совместных предприятия, на территории Саратовской области — 13, в Республике Башкортостан и в Волгоградской области действует по 25, в Воронежской области 8 совместных предприятий, созданных при участии белорусского капитала. На территории Брянской области зарегистрировано 371 совместное предприятие в сфере малого и среднего бизнеса.

К числу наиболее успешных примеров реализации инвестиционных проектов в сфере промышленного производства относятся инвестиционный проект ОАО «Агропромпарк» и ОАО «Гомсельмаш» на территории Ульяновской области, создание в Брянской области двух крупных совместных предприятий ЗАО СП «Брянсксельмаш» (производство модификаций сельхозтехники) и ООО «Амкодор-Брянск» (производство дорожно-строительной техники), организация в г. Санкт-Петербурге совместного российско-белорусского центра по микросистемотехнике на базе ОАО «Авангард». На территории Республики Беларусь реализуется инвестиционный проект компании «БИОКАД», входящий в кластер фармацевтической и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге.

Положительным примером развития взаимовыгодного сотрудничества может служить взаимодействие Республики Беларусь и Тюменской области, внешнеторговый оборот между которыми на протяжении последних лет демонстрирует положительную динамику. Так, по итогам первого полугодия 2015 года рост товарооборота между ними возрос более чем в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Такие факты свидетельствуют о наличии значительного потенциала кооперационных возможностей России и Беларуси, способности успешно противостоять действию негативных экономических факторов за счет использования внутренних резервов в сфере промышленного производства.

Участники заседания секции, заслушав и обсудив доклады и выступления представителей органов государственного управления и самоуправления Российской Федерации и Республики Беларусь, текущее состояние сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере промышленного производства, оценив динамику и перспективы такого сотрудничества признают, что:

  • развитие промышленного производства в Республике Беларусь и Российской Федерации является фундаментом роста национальных экономик и Союзного государства в целом;
  • решению данной задачи способствует объединение усилий двух государств как на республиканском и федеральном, так и на региональных уровнях;
  • для достижения этой цели необходимы совершенствование и разработка новых действенных мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения промышленных комплексов наших стран и их регионов.

Основывая свою позицию на указанных принципах, результатах обсуждения современного состояния региональной промышленной политики двух государств и анализа механизмов сотрудничества в области промышленного производства участники заседания секции рекомендуют включить в проект Итогового документа второго Форума регионов Беларуси и России следующие положения:

  • сконцентрировать усилия исполнительной и законодательной ветвей власти Республики Беларусь и Российской Федерации на формировании разносторонних, взаимовыгодных и эффективных форм межрегиональных связей в рамках Союзного государства, гармонизации законодательной базы сотрудничества в области промышленной политики;
  • способствовать распространению успешного опыта работы регионов по реализации промышленной политики, направленной на объединение промышленного, научного и кадрового потенциала двух стран;
  • совершенствовать правовые, организационные и финансовые механизмы развития промышленной кооперации, в том числе на уровне регионов;
  • наращивать сотрудничество в инновационной, научно-технической и образовательной сферах;
  • использовать возможности национальных законодательств для формирования условий наибольшего благоприятствования при создании совместных и транснациональных компаний;
  • активизировать работу по расширению инвестиционного сотрудничества, устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле, а также выработке согласованных действий по продвижению совместной продукции на рынки третьих стран;
  • обеспечивать эффективную реализацию действующих проектов совместного производства промышленных товаров;
  • устанавливать и поддерживать прямые связи между субъектами хозяйствования, в том числе — малого и среднего предпринимательства.