Другие мероприятия

Совещание по вопросам совершенствования законодательства, регулирующего организацию и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации

2 марта 2016 года в соответствии с поручением Совета Федерации от 10 февраля 2016 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с привлечением Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комитета Совета Федерации по экономической политике провел совещание по вопросам совершенствования законодательства, регулирующего организацию и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Был рассмотрен вопрос о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, включая подготовку плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в период 2016 – 2017 годов и выполнение поручения Президента Российской Федерации о подготовке предложений по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов.

Представители министерств проинформировали, что Минэкономразвития России осуществляет сбор информации о существующих избыточных и дублирующих функциях, Минюст России провёл инвентаризацию контрольно-надзорных полномочий, по итогам анализа полученной информации будет проводиться разработка соответствующих предложений.

Комитет представил председателю Совета Федерации подробную информацию о проведенном мероприятии и протокол совещания.

Протокол совещания

Председательствовал:

Азаров
Дмитрий Игоревич

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 Присутствовали:
Члены Совета Федерации:

Тимченко
Вячеслав Степанович

заместитель председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

Фомин
Игорь Вадимович

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Цепкин
Олег Владимирович

член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Щетинин
Михаил Павлович

член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Приглашенные:

Херсонцев
Алексей Игоревич

директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации

Спиридонов
Андрей Алексеевич

заместитель директора Департамента Правительства Российской Федерации по формированию «Открытого правительства»

Старовойтова
Ирина Владимировна

заместитель Директора Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации

Антонова
Елена Николаевна

старший прокурор отдела координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере государственного строительства, гражданских и социальных правоотношений правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Зюзенкова
Лариса Викторовна

старший прокурор отдела по надзору за законностью проверок органов контроля управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации

От аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

Тарасова
Екатерина Павловна

руководитель аппарата

Неронов
Илья Анатольевич

заместитель руководитель аппарата Комитета

Табанакова
Наталия Николаевна

главный консультант аппарата Комитета

 1. О совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, включая подготовку плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в период 2016 – 2017 годов и выполнение поручения Президента Российской Федерации о подготовке предложений по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов

 Слушали: доклад А.И. Херсонцева, директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации.
А.И. Херсонцев сообщил, что подготовленный в Минэкономразвития России проект распоряжения Правительства Российской Федерации, которым утверждается план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в период 2016 – 2017 годов, внесён 1 марта с. г. в Правительство Российской Федерации. При этом утверждённый 1 марта с. г. Правительством Российской Федерации «План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году» также содержит пункты с указанием мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (пункты 51, 52 и 53), в том числе: 1) меры по реформированию системы государственного контроля (надзора) путём применения риск-ориентированного подхода при организации и проведении проверок, введения института предостережения о недопущении нарушений обязательных требований; 2) установление предельных значений количества проводимых проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Докладчик сообщил об основных подходах и мерах, включенных в указанную «дорожную карту» и подчеркнул, что основным приоритетом совершенствования контрольно-надзорной деятельности является внедрение риск-ориентированного подхода. Он также отметил, что в проекте «дорожной карты» указано, что ключевыми итогами её реализации в 2016 году станут разработка и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации» и подготовка предложений по исключению избыточных и дублирующих контрольных функций. Докладчик подчеркнул, что важнейшая задача в этой сфере – снизить объём проверок.

Относительно состояния работы по выполнению поручения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации обеспечить подготовку предложений по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов (срок – 1 июля 2016 года) А.И. Херсонцев сообщил, что Минэкономразвития России направило в федеральные органы исполнительной власти запросы о предоставлении информации о существующих избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов и на данный момент идет сбор такой информации, после чего будет начата разработка соответствующих предложений.

 Выступили: Д.И. Азаров, И.В. Фомин, М.П. Щетинин, В.С. Тимченко, О.В. Цепкин, Е.Н. Антонова. Л.В. Зюзенкова, И.В. Старовойтова.

Д.И. Азаров отметил, что предложенный в проекте плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации правовой институт предостережения о недопущении нарушения обязательных требований является весьма перспективным в аспекте сокращения избыточного числа проверок, так как на практике реагирование на информацию о нарушении, не всегда требует выезда на объект с проведением полномасштабной проверки. По его мнению, необходимо также установить критерии результативности контрольной (надзорной) деятельности с учётом особенностей разных сфер подконтрольной деятельности. Положительный эффект от этих мер будет заключаться в снижении административного давления на предпринимателей. Предлагаемые нововведения потребуют внесения изменений в законодательство, в работе над которыми Комитет готов принять активное участие. Д.И. Азаров подчеркнул, что для законодателей важно понять, на каком этапе подготовки проектов федеральных законов, предусмотренных вышеназванным планом мероприятий, они могут принять участие. Он также предложил: 1) разработать законодательные предложения, направленные на создание условий, существенно затрудняющих или делающих невозможным осуществление незаконной предпринимательской деятельности в сфере «теневой экономики»; 2) рассмотреть возможность установления в законодательстве комплекса правовых норм, исключающих возможность проведения плановой проверки предпринимателей, которые ранее не привлекались к административной ответственности за нарушения обязательных требований, и в отношении которых у органов контроля (надзора) отсутствует информация о наличии признаков допущенных ими указанных нарушений. Кроме того, Д.И. Азаров предложил комитетам Совета Федерации, которым было дано поручение Совета Федерации по проведению данного совещания, выбрать конкретный вопрос в сфере своей компетенции применительно к задаче совершенствования контрольно-надзорной деятельности, проанализировать имеющиеся проблемы и выработать законодательные предложения.

И.В. Фомин высказал позицию о том, что для совершенствования системы государственного контроля (надзора) важно не только улучшать конкретные процедуры, но и обеспечивать, чтобы они соответствовали правильной стратегии государственного контроля (надзора), приоритетной целью которого должно стать предотвращение нарушений, а не обязательное достижение органами контроля (надзора) результатов в виде максимального количества выявленных нарушений. Подход, основывающийся на правильной стратегии контрольно-надзорной деятельности, должен быть реализован в нормах законодательства. Он также отметил, что помимо избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов существует такое негативное явление в этой сфере как отсутствие (или недостаточность, неопредлённость) контрольных (надзорных) полномочий государственных органов в отношении некоторых видов объектов, которые созданы или функционируют с нарушением требований законодательства, например, незаконно построенные объекты недвижимости.

М.П. Щетинин обратил внимание на важность понимания различия и особенностей контрольно-надзорной деятельности правоохранительных органов и контрольно-надзорной деятельности органов государственного контроля (надзора), учитывая различия их функций, понятийного аппарата и методов деятельности.

В.С. Тимченко выразил убеждение в том, что для качественного улучшения системы государственного контроля необходимо изменить психологические установки работников органов государственного контроля (надзора), которые напрямую зависят от применяемых показателей эффективности работы подразделений органов контроля (надзора). Действующий сегодня основной показатель эффективности работы многих органов контроля (надзора) по‑прежнему основывается на порочной «палочной системе». По их отчётам видно, что эта система продолжает действовать и она подталкивает работников этих органов к обязательному выявлению нарушений и наказанию проверяемых. Он также отметил, что система отчётности, побуждающая работников органов контроля (надзора) принимать необоснованные решения о наказании проверяемых лиц, должна быть ликвидирована, иначе положительных изменений в этой сфере не будет.

О.В. Цепкин сказал о том, что корнем проблемы чрезмерно большого числа проверок следует считать избыточно большое количество работников органов государственного контроля (надзора), занимающихся проверками. По его мнению, без сокращения количества работников органов контроля (надзора) не удастся значительно уменьшить количество проверок.

Е.Н. Антонова проинформировала об особенностях и специфике применения органами прокуратуры правового института предостережения о недопустимости нарушения закона.

Л.В. Зюзенкова отметила, что, по её мнению, применение органами контроля (надзора) нового правового института предостережения, внедрение которого предусмотрено планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, снизит административное давление на деятельность граждан и организаций.

И.В. Старовойтова сообщила о том, что в Минюсте России в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации проведена работа по инвентаризации полномочий органов государственного контроля (надзора) и в настоящее время проводится выявление и анализ дублирующих и избыточных функций этих органов.

 Решили:

1. Принять информацию представителя Министерства экономического развития Российской Федерации к сведению.

2. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитету Совета Федерации по экономической политике выбрать конкретные вопросы в сфере своей компетенции, применительно к задаче совершенствования контрольно-надзорной деятельности, проанализировать имеющиеся проблемы и выработать законодательные предложения по их решению.

3. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации регулярно информировать профильные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации о ходе разработки проектов федеральных законов, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, в том числе о ходе работы по подготовке предложений по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов.