Другие мероприятия

Совещание с участием представителей федеральных органов исполнительной власти по вопросу о целесообразности законодательного обеспечения возможности получения гражданами Российской Федерации государственных и муниципальных услуг в социальной сфере в сопредельных регионах

Решение по итогам совещания с участием представителей федеральных органов исполнительной власти по вопросу о целесообразности законодательного обеспечения возможности получения гражданами Российской Федерации государственных и муниципальных услуг в социальной сфере в сопредельных регионах

15 июня 2017 года
г. Москва

15 июня 2017 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось совещание по вопросу о целесообразности законодательного обеспечения возможности получения гражданами Российской Федерации государственных и муниципальных услуг в социальной сфере в сопредельных регионах, организованное Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – совещание).

Совещание проводилось в соответствии с пунктом 4.53 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2017 года.

В совещании приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов управления федеральными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые и эксперты.

Заслушав и обсудив сообщения по тематике мероприятия, участники совещания отмечают следующее. 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, для формирования институциональной среды инновационного развития необходимо повышение качества и доступности государственных услуг.

В настоящее время государственные и муниципальные услуги, как правило, оказываются гражданам по территориальному принципу, то есть по месту жительства или месту пребывания получателя услуг. Однако в ряде случаев жителям населенных пунктов, отдаленных от административного центра муниципального района (городского округа), но находящихся в непосредственной близости от крупных административных центров, расположенных в ином субъекте Российской Федерации, удобнее получать бюджетные услуги в субъекте Российской Федерации, не являющемся регионом проживания. При этом не во всех случаях нормативные правовые акты Российской Федерации предусматривают такое право.

В объеме публичных услуг, оказываемых гражданам в социальной сфере, выделяются государственные и муниципальные услуги административного характера, оказываемые органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также бюджетные услуги, оказываемые организациями здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания.

Важным направлением повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых государственными органами и органами местного самоуправления, является их предоставление по экстерриториальному принципу, когда у гражданина есть возможность подать заявление и получить результат услуги в любой точке приема-выдачи документов органа, предоставляющего услугу, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг вне зависимости от места проживания или пребывания заявителя.

По сведениям Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации[1], для получения федеральных услуг по экстерриториальному принципу существуют два основных препятствия: отсутствие единых ведомственных информационных ресурсов и ограничения, установленные нормативными правовыми актами.

В целях преодоления указанных препятствий приняты и с 1 января 2018 года вступают в силу нормы о создании Единой государственной информационной системы социального обеспечения [2]. Кроме того, Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 185313–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ (о порядке получения государственных услуг по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания).

В отношении услуг в социальной сфере, оказываемых бюджетными учреждениями, федеральные органы исполнительной власти представили информацию о том, что необходимая законодательная основа для экстерриториального предоставления услуг населению создана в сферах здравоохранения, образования, физической культуры и спорта. Вне привязки к месту жительства оказываются информационно-консультационные услуги Пенсионным Фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации.

Вместе с тем, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в отношении предоставляемой Фондом социального страхования Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации отметило, что реализация возможности получения данной услуги в сопредельных регионах потребует изменения бюджетного законодательства и установления механизма перераспределения средств при обращении инвалида за получением этой услуги в сопредельном регионе, а также изменения законодательства о социальной защите инвалидов в части установленного порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации[3].

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» также не предусмотрена возможность получения социальных услуг в субъекте Российской Федерации, в котором гражданин – получатель социальных услуг не проживает. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация социального обслуживания граждан на территории субъекта Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Поэтому решение вопроса о предоставлении социальных услуг гражданам, проживающим в других субъектах Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках исполнения возложенных полномочий и с учетом возможностей бюджета субъекта Российской Федерации.

В ряде случаев данный вопрос может быть решен путем заключения соответствующих договоров (соглашений) между субъектами Российской Федерации. Такой опыт имеется у Республики Коми, Архангельской области, Кировской области, Ненецкого автономного округа и других субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в случае оказания социальных услуг гражданам в сопредельных регионах организациями социального обслуживания, получающими финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации, возникает вопрос о взаимных компенсациях расходов между бюджетами субъектов Российской Федерации. Однако определение объема средств на компенсацию указанных расходов региональных бюджетов требует разработки методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на предоставление социальных услуг по экстерриториальному принципу, что позволит использовать единый финансовый механизм реализации принципа экстерриториальности и упростить взаиморасчеты между субъектами Российской Федерации. 

Заслушав и обсудив сообщения и выступления, ответы на вопросы, участники совещания решили

1. Принять информацию к сведению.

2. Отметить, что возможность получения государственных (муниципальных) услуг в субъекте Российской Федерации, в котором гражданин – получатель услуг не проживает, предусмотрена законодательством в сферах здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, пенсионного обеспечения, поэтому необходимость внесения изменений в законодательство в указанных сферах отсутствует.

3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 185313–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ (о порядке получения государственных услуг по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания).

4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

после введения в эксплуатацию Единой государственной информационной системы социального обеспечения рассмотреть возможность корректировки порядка предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в целях установления права обращения за услугой и получения ее результата вне зависимости от места жительства или места пребывания получателя услуги, в том числе с использованием электронных сертификатов или иных аналогичных технологий;

рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Правительство Российской Федерации предложения о разработке для органов государственной власти субъектов Российской Федерации методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на предоставление организациями социального обслуживания социальных услуг по экстерриториальному принципу.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации планов мероприятий (»дорожных карт») по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения предусматривать в необходимых случаях заключение с сопредельными субъектами Российской Федерации договоров, регламентирующих получение социальных услуг по экстерриториальному принципу.



[1] Доклад о предоставлении государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры и внедрении механизма оценки их качества. Государственный совет Российской Федерации. Москва, 2017 г.

[2] Глава 21 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»).

[3] Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2016 года 18–4/10/ФС-793.