С 1 сентября по 31 октября 2017 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводит Интернет-конференцию «Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля».
В ходе Интернет – конференции предлагается рассмотреть следующие вопросы:
основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в части законодательного регулирования государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
взаимодействие органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные часть 11статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;
надлежащее и достаточное правовое сопровождение деятельности органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
утверждение нормативов штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающих выполнение полномочий, возложенных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации;
организация систематического наблюдения со стороны органов государственного жилищного надзора за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных требований и об эффективности осуществления государственного жилищного надзора;
наделение законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления;
планирование, организация и проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9–12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
содержание, сроки и последовательность выполнения органами государственного жилищного надзора административных процедур, осуществляемых в соответствии с административными регламентами, разработанными и утвержденными согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
привлечение экспертов и экспертных организаций для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки;
работа с обращениями, заявлениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, с информацией, поступающей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также выявление в системе информации, содержащей факты нарушений установленных требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приглашаем принять участие в Интернет – конференции и направить свои материалы и предложения на электронную почту:volkovaev@senat.gov.ru
Дополнительную информацию можно получить у сотрудника аппарата Комитета Волковой Елены Викторовны по телефону (495) 986–63–48.
Рекомендации
Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 163 от 30 января 2018 года)
РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам интернет-конференции на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля»
В период с 1 сентября по 31 октября 2017 года на официальном сайте Совета Федерации на странице Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводилась интернет-конференция на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля».
В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее – участники, участники интернет-конференции).
Анализ поступивших материалов выявил основные проблемы, характерные для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, принявших участие в интернет-конференции, в том числе:
1) проблемы, возникающие в правоприменительной практике, связанные с тождественностью понятий «жилищный надзор» и «жилищный контроль» и приводящие к возникновению ситуации дублирования полномочий органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (Брянская область, Воронежская область, Калининградская область, Ульяновская область, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления);
2) проблемы осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля в отношении органов местного самоуправления, осуществления органом местного самоуправления проверок в случаях, установленных жилищным законодательством, проблемы делегирования полномочий по государственному жилищному надзору органам муниципального жилищного контроля (Республика Карелия, Белгородская область, Воронежская область, Калининградская область, Ростовская область, Тюменская область);
3) проблемы правового регулирования вопросов организации и проведения плановых (внеплановых) проверок органами государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля, вопросы согласованности положений Жилищного кодекса Российской Федерации с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части установления оснований для проведения внеплановых проверок органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Костромская область, Орловская область, Пензенская область, Тюменская область, Ульяновская область);
4) проблемы расчета платы потребителей за жилищно-коммунальные услуги, вопросы включения расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание жилого помещения (Республика Саха-Якутия, Республика Марий Эл, Ставропольский край, Новосибирская область, Рязанская область, Тверская область);
5) проблемы осуществления контроля финансовой деятельности управляющих организаций (Республика Татарстан);
6) необходимость ужесточения лицензионных требований, предъявляемых к управляющим организациям (Республика Татарстан, Калужская область, Минстрой России);
7) проблема смены управляющих организаций и способа управления многоквартирным домом, выставление счетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги двумя компаниями одновременно (Республика Татарстан, Калининградская область, Костромская область);
8) проблемы управления многоквартирными домами товариществом собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами в части неприменения требований жилищного законодательства по лицензированию данной деятельности (Республика Татарстан, Брянская область);
9) проблемы профессиональной подготовки специалистов муниципального жилищного контроля (Белгородская область, Московская область, городской округ Долгопрудный);
10) проблемы осуществления органами государственного жилищного надзора контроля деятельности регионального оператора (Тюменская область);
11) проблемы обеспечения безопасности при использовании газового оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве в многоквартирных домах и предупреждения наступления чрезвычайных ситуаций (Московская область);
12) необходимость совершенствования механизмов профилактики нарушений требований жилищного законодательства в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности органов государственного и муниципального жилищного надзора и контроля (Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления).
Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках интернет-конференции проблем, возникающих при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере, участники интернет-конференции рекомендуют:
1. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть вопросы о:
— создании на базе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации единого консультативного центра (справочно-правового) по вопросам осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
— целесообразности формировании «вертикальной» схемы взаимодействия органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля, органов общественного жилищного контроля, объединений юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и иных специализированных кооперативов;
— целесообразности создания единого механизма регионального государственного жилищного надзора, в том числе посредством образования на территории субъекта Российской Федерации нескольких структурных подразделений государственной жилищной инспекции по аналогии с работающими в настоящее время территориальными органами в виде зональных жилищных инспекций в Республики Татарстан;
— формировании системы государственной поддержки и стимулирования органов общественного жилищного контроля, механизмов саморегулирования организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
— целесообразности проведения конкретизации в законодательстве понятий «контроль» и «надзор» в жилищной сфере;
— интеграции государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и единого реестра проверок органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
— установлении порядка взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления в части проведения проверочных мероприятий по фактам перепланировки и переустройства жилых помещений многоквартирных домов;
— внесении изменения в нормативные правовые акты, направленные на включение площади чердаков и подвалов в площадь общего имущества в многоквартирном доме с целью определения расходов на приобретение электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при условии:
наличия инженерных сетей энергообеспечения в подвальных и чердачных помещениях многоквартирного дома, подтвержденное технической документацией;
что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают наличие инженерных сетей и возможность потребления электрической энергии на нужды содержания общего имущества многоквартирного дома в чердачных и подвальных помещениям;
— внесении изменений в пункт 2 части 1 и пункт 2 статьи 154, части 92 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленных на исключение из состава платы за содержание жилого помещения расходов по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
— принятии необходимых мер, направленных на устранение дублирования однотипной информации в различных информационных источниках, упрощение системы раскрытия информации с сохранением принципа информационной открытости.
1.2. Разработать предложения, направленные на:
— развитие института делегирования полномочий по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (по лицензионному контролю) органам местного самоуправления;
— установление механизма взаимодействия органов муниципального жилищного контроля, не наделенных законом субъекта Российской Федерации полномочиями по осуществлению лицензионного контроля, с органами государственного жилищного надзора;
— определение органа, наделенного полномочиями по осуществлению контроля финансовой деятельности управляющих организаций.
— усиление контроля за деятельностью товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в части осуществления ими деятельности по управлению многоквартирными домами;
— совершенствование механизмов профилактики нарушений требований жилищного законодательства в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности органов государственного и муниципального жилищного надзора (контроля).
1.3. Рассмотреть предложения участников интернет-конференции по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
в части введения административной ответственности за нарушение порядка начисления платы граждан за жилищно-коммунальные услуги и установления штрафных санкций в пользу обманутых потребителей в размере 50% от незаконно начисленной к оплате суммы;
в части увеличения для ресурсоснабжающих организаций штрафных санкций, применяемых в случае выявления нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами;
в части предоставления должностным лицам органов местного самоуправления права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 −7.23, 7.23.3, частями 4 и 5 статьи 9.16, статьей 14.1.3, частью 24 статьи 19.5 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае делегирования отделенного государственного полномочия по осуществлению регионального жилищного надзора (лицензионного контроля) органам местного самоуправления.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в целях оптимизации и повышения эффективности муниципального жилищного контроля рассмотреть вопрос о создании центров методической поддержки по всем видам муниципального жилищного контроля.