С 9 января по 28 февраля 2018 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводится интернет-конференция «О совершенствовании законодательного регулирования местного самоуправления на малонаселенных, отдаленных и труднодоступных территориях: практика Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Архангельской области, Магаданской области, Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа».
В рамках данного мероприятия планируется проанализировать практику осуществления местного самоуправления в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных территориях ряда субъектов Российской Федерации с учетом особенностей районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
К участию в интернет-конференции приглашены члены Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, представители муниципальных образований.
Материалы и рекомендации по итогам проведения интернет-конференции будут размещены на официальном сайте Комитета.
Контактное лицо: главный специалист-эксперт аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Мальцев Святослав Игоревич, тел. 8(495)986–61–92, эл. почта simaltsev@senat.gov.ru.
Рекомендации
Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 167 от 27 марта 2018 года)
Рекомендации
по итогам интернет-конференции на тему
«О совершенствовании законодательного регулирования местного
самоуправления на малонаселенных, отдаленных и труднодоступных территориях:
практика Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Камчатского края,
Красноярского края, Архангельской области, Магаданской области, Мурманской
области, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа»
В период с 9 января по 28 февраля 2018 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводилась интернет-конференция на тему «О совершенствовании законодательного регулирования местного самоуправления на малонаселенных, отдаленных и труднодоступных территориях: практика Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Архангельской области, Магаданской области, Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа».
В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, а также органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.
По результатам анализа материалов, направленных участниками интернет-конференции, представляется целесообразным отметить следующее.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос организации деятельности органов местного самоуправления на территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных местностях в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Осуществление местного самоуправления на таких территориях имеет свою специфику, обусловленную рядом особенностей проживания населения, создающих дополнительные сложности в решении вопросов местного значения.
К таким особенностям, в частности, относятся:
- экстремальные природно-климатические условия;
- низкая плотность и неравномерное
распределение населения по территории населенных пунктов;
- большие площади территорий муниципальных
образований, затрудняющие формирование устойчивых коммуникаций местного
сообщества с органами местного самоуправлении;
- изолированное расположение значительного
числа муниципальных образований, не имеющих постоянного круглогодичного
транспортного сообщения (железнодорожной линии общего пользования либо
автомобильной дорогой с твердым покрытием) как с собственными, так и с региональными административными центрами, а также с большей частью территории
страны, и связанная с этим необходимость несения повышенных расходов на решение
вопросов жизнеобеспечения населения;
- значительное количество закрытых
административно-территориальных образований (ЗАТО), а также территорий
традиционного природопользования;
- наличие практики создания городских округов
на территориях с низкой плотностью сельского населения, объединяющих несколько
населенных пунктов, расположенных на большом удалении друг от друга;
- распространенность практики упразднения
муниципальных образований в целях «укрупнения» отдельных поселений.
Среди наиболее значимых сложностей, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления на обозначенных территориях, можно выделить:
— недостаточную финансовую обеспеченность, высокую
зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из бюджетов других
уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- низкую инвестиционную привлекательность,
являющуюся следствием высокой стоимости
создания и содержания объектов инфраструктуры, сложной и дорогостоящей системы
транспортного сообщения;
- снижение численности населения вследствие
миграционных процессов;
- отсутствие законодательного определения
понятия «отдаленные и труднодоступные местности», а также критериев
отнесения муниципальных образований и населенных пунктов к таким местностям;
- низкую доступность нотариальной помощи для
граждан и юридических лиц в городских округах;
- неоптимальное использование коммунальных
систем, «ветхость» коммунальной инфраструктуры;
- высокие затраты на строительство и обслуживание объектов связи в населенных пунктах, отдаленных от ключевых транспортных
магистралей и крупных узлов связи, убыточность деятельности операторов связи по причине высоких тарифов на электроэнергию в связи с отсутствием
централизованного электроснабжения в ряде населенных пунктов;
- низкий уровень подготовки специалистов органов
местного самоуправления на соответствующих территориях;
- невозможность принятия решений на сходах
граждан в малонаселенных муниципальных образованиях по причине фактического
отсутствия жителей, зарегистрированных в таких муниципальных образованиях.
Также следует отметить сложности, с которыми сталкиваются депутаты представительных органов поселений, осуществляющие деятельность на непостоянной основе, при выполнении обязанности предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Особенно остро эта проблема стоит в поселениях, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях. В связи с этим важно проработать вопрос о корректировке норм о необходимости представления такими депутатами указанных сведений.
Кроме того, отмечается негативная практика привлечения глав поселений и других должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности за неисполнение полномочий органов местного самоуправления в условиях, когда необходимые финансовые средства для решения этих вопросов в местных бюджетах отсутствуют.
Система организации местного самоуправления на территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных местностях должна учитывать объективные и не зависящие от деятельности органов местного самоуправления и деятельности населения факторы. С учетом недостаточного финансового обеспечения органов местного самоуправления на рассматриваемых территориях, следует констатировать, что без оказания должной государственной поддержки улучшить сложившуюся ситуацию в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока будет затруднительно.
С учетом предложений, содержащихся в материалах, направленных участниками интернет-конференции, представляется возможным р е к о м е н д о в а т ь :
1. Комитету Государственной Думы по транспорту и строительству:
ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 67151–7 «О внесении изменения в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений в области градостроительной деятельности).
2. Министерству юстиции Российской Федерации:
рассмотреть возможность закрепления в федеральном законодательстве норм, регламентирующих вопросы осуществления органами местного самоуправления нотариальных действий на территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, входящих в состав городских округов;
рассмотреть вопрос об определении в федеральных нормативных правовых актах понятия «отдаленные и труднодоступные местности», а также об установлении критериев отнесения муниципальных образований, населенных пунктов к таким территориям;
рассмотреть варианты решения проблемы, связанной с отсутствием реального представительства жителей населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, в представительном органе муниципального района, в случае его формирования из глав поселений, входящих в состав муниципального района, или из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава;
рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменения в часть 4 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части распространения на городские округа правил изменения границ муниципальных районов и поселений, не влекущего отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и (или) поселений;
рассмотреть целесообразность внесения изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающих, что в случае, если судом установлено, что в поселении в течение трех месяцев подряд не проводился правомочный сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа соответствующего поселения, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации об упразднении соответствующего поселения;
рассмотреть варианты совершенствования территориальной организации местного самоуправления на территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных местностях в целях оптимизации объема и порядка исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и переданных для исполнения соответствующим органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
3. Министерству финансов Российской Федерации:
рассмотреть возможность увеличения доходов местных бюджетов, в частности, за счет установления дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований от федерального налога на доходы физических лиц;
рассмотреть целесообразность внесения изменений в приложение № 2 «Сведения для определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований» к Правилам определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», в части дополнения группы полномочий «Транспортное обслуживание» подгруппами «расходы на доставку (предоставление финансовой поддержки доставки) продовольственных товаров в местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», «расходы на обеспечение перевозок (предоставление финансовой поддержки обеспечения перевозок) пассажиров, грузов и багажа морским, внутренним водным и воздушным транспортом в населенных пунктах, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях»;
рассмотреть целесообразность внесения изменения в Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 232, в части учета при расчете соответствующих дотаций фактических расходов ЗАТО по организации транспортного обслуживания населения в связи с отсутствием сухопутных путей сообщения.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации:
учитывать социально-экономический потенциал населенных пунктов, расположенных на территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных местностях, а также особенности осуществления местного самоуправления на указанных территориях, в том числе их реальные возможности по решению вопросов местного значения, при разработке стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии пространственного развития Российской Федерации.
5. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации:
при разработке государственных программ (подпрограмм государственных программ), предусматривающих предоставление государственной поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также при разработке правил предоставления и распределения субсидий по таким программам учитывать целесообразность предоставления финансовой поддержки, в том числе на подготовку проектно-сметной документации и проведение проектно-изыскательских работ.
6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
при разработке правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов учитывать особенности осуществления указанной деятельности в отдаленных и труднодоступных местностях, где в силу климатических, природных и иных особенностей затруднительна организация контейнерного способа накопления твердых коммунальных отходов, а также их регулярного вывоза;
с учетом объективных особенностей территорий, относящихся к отдаленным и труднодоступным местностям и расположенных в районах Крайнего Севера, рассмотреть возможность увеличения предельного срока накопления отходов производства и потребления на таких территориях с одиннадцати до тридцати шести месяцев.
7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
расширить практику государственной поддержки территориального общественного самоуправления, осуществляемого на территориях с низкой плотностью населения, в отдаленных и труднодоступных местностях;
оказывать содействие органам местного самоуправления в организации систематического обучения и повышения квалификации специалистов органов местного самоуправления.
8. Органам местного самоуправления:
способствовать развитию различных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, в том числе института территориального общественного самоуправления, сельских старост, инициативного бюджетирования;
обеспечивать организацию обучения и повышения квалификации специалистов органов местного самоуправления, в том числе по программам, учитывающим специфику решения вопросов местного значения в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.