Другие мероприятия

Выездное совещание «Вопросы обеспечения транспортной доступности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на примере Чукотского автономного округа»

РЕШЕНИЕ
выездного совещания «Вопросы обеспечения транспортной доступности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на примере Чукотского автономного округа»

В соответствии с пунктом 2.5.3 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2018 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике 21 апреля 2018 года провели выездное совещание в городе Анадыре на тему «Вопросы обеспечения транспортной доступности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на примере Чукотского автономного округа» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов.

Участники совещания, всесторонне обсудив широкий круг вопросов обеспечения транспортной доступности дальневосточных регионов, текущее состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, сохранения и обновления парка транспортных средств, используемых в удаленных и труднодоступных местностях макрорегиона, отметили следующее.

Успешное развитие Дальнего Востока во многом зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения макрорегиона.

По данным на 2017 год, транспортная система Дальнего Востока – это около 90 тысяч километров автомобильных и 8 тысяч километров железных дорог, более 23 тысяч километров внутренних водных путей, 28 морских и 16 речных портов, 82 аэродрома.

Особую роль в обеспечении социально-экономического развития и связанности Дальневосточного федерального округа с европейской частью страны играет железнодорожный транспорт. Сегодня решается задача расширения пропускной способности крупнейших магистралей России – Транссибирской и Байкало-Амурской. В этих целях разработан инвестиционный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей», паспорт которого предусматривает финансирование из федерального бюджета в 2019 году в объеме 80 815,4 млн. рублей[1], но Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» соответствующие бюджетные средства не предусмотрены.

В связи со слабым развитием дорожной сети и значительной удаленностью региона от центральных районов страны исключительное значение для социально-экономического развития Дальнего Востока имеет авиационный транспорт. На территории Дальнего Востока реализуются федеральные программы субсидирования воздушных перевозок, повышающие их доступность. При этом в связи с недостаточным объемом средств, выделяемых на предоставление субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок, из почти 3,5 млн. человек, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа и имеющих право на соответствующие льготы, доля граждан, которые могут воспользоваться льготой при воздушных перевозках, не превышает 10%.

Важной составляющей в обеспечении авиационной доступности Дальнего Востока является развитие и модернизация аэродромов и посадочных площадок. В настоящее время большинство аэродромов регионального и местного значения имеют высокий процент износа взлетно-посадочных полос и аэродромного оборудования. Вместе с тем, в 2017 году финансирование на реконструкцию аэропортов из федерального бюджета не выделялось.

Острой остается проблема с обновлением парка воздушных судов, осуществляющих перевозки на Дальнем Востоке. Большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих местные перевозки, устаревшей конструкции, дорабатывают свой ресурс и через несколько лет будут выведены из эксплуатации.

Морская транспортная система Чукотки включает в себя 5 морских портов (Анадырь, Беринговский, Певек, Провидения, Эгвекинот). Их основная цель – обработка и перевалка грузов для прибрежных населенных пунктов, расположенных в верховьях рек, а также отгрузка твердого топлива и иного груза, предназначенного для отправки за пределы автономного округа.

В настоящее время активизируется работа по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию Северного морского пути. В ряду проводимых мероприятий по модернизации объектов, расположенных на всем протяжении Северного морского пути, одно из важных мест занимает реконструкция морского порта Певек. Стратегическое значение этого порта обусловлено наличием глубоководных причалов, высокомеханизированного оборудования, расположением в районе промышленного золотодобывающего узла Чукотки, использованием порта в интересах национальной безопасности в Арктике.

Безальтернативным для жизнеобеспечения удаленных и труднодоступных территорий Дальнего Востока является внутренний водный транспорт. С его помощью осуществляется «северный завоз» и обеспечивается транспортная доступность территорий.

Однако активное использование данного вида транспорта сдерживается рядом проблем. Так, недостаточность работ по содержанию внутренних водных путей приводит к постоянному ухудшению судоходных условий. Кроме того, в неудовлетворительном состоянии находятся многие объекты инфраструктуры и гидротехнические сооружения, флот речных судов критически изношен.

Обсудив вопросы обеспечения транспортной доступности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, участники совещания решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
1) о выделении дополнительных средств федерального бюджета на реконструкцию следующих аэропортов на территории Дальневосточного федерального округа: Нерюнгри, Нюрба, Сангар, Депутатский, Черский, Олекминск, Хандыга, Белая Гора, Верхневилюйск, Вилюйск, Зырянка, Маган, Усть-Нера, Жиганск, Полярный, Тиличики, Тигиль, Пахачи, Мильково, Усть-Камчатск, Соболево, Озерная, Усть-Хайрюзово, Палана, Беринговский, Залив Креста, Кепервеем, Омолон, Лаврентий, Бухта Провидения, Марково, Охотск, Аян (Мунук), Херпучи, Хурба, Северо-Эвенск, Сеймчан, Тында, Оха;
2) о выделении бюджетных ассигнований в 2018 году на реконструкцию объектов федеральной собственности в морском порту Певек при подготовке изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 362‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в целях завершения реконструкции в 2018–2019 годы;
3) о выделении при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов:
- 80 815,4 млн. рублей на реализацию проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей»;
- бюджетных ассигнований на реконструкцию аэропортового комплекса Певек (I очередь);
4) о разработке отдельной государственной программы (подпрограммы, приоритетного проекта) в целях поддержки организации внутрирегиональных (местных) перевозок пассажиров воздушным транспортом в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
5) о включении в государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 303, мероприятий по государственной поддержке производства воздушных судов Ил-112 наряду с судами ТВС-2ДТС;
6) о вынесении на рассмотрение Евразийской экономической комиссии вопроса об установлении временной нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на гражданские воздушные суда с массой пустого снаряженного аппарата до 2000 кг;
7) о разработке механизма обновления парка воздушных судов, осуществляющих перевозки на Дальнем Востоке;
8) о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1212, в части распространения его положений на пассажирские вертолеты отечественного производства;
9) о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление в течение всего года субсидий на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть и в обратном направлении;
10) о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2018 года № 215, предусматривающих:
- отнесение к категории лиц, обладающих правом на приобретение авиабилетов на воздушную перевозку в салоне экономического класса по субсидируемым тарифам с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, многодетных родителей;
- увеличение квот авиабилетов по субсидируемым тарифам в летние месяцы за счет «невыбранных» квот в иные периоды;
11) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети», предусматривающих:
- увеличение коэффициента, учитывающего удаленность и труднодоступность территории, предусмотренного Приложением № 5, с 1,25 до 2,25 в отношении регионов Дальневосточного федерального округа, где авиация является единственным круглогодичным безальтернативным видом транспорта;
- установление для маршрутов протяженностью 1000 км – 2000 км и 2001 км – 3500 км дифференцированных размеров как специального тарифа на перевозку одного пассажира в одном направлении в салоне экономического класса воздушного судна, так и предельного размера субсидии, предоставляемой авиаперевозчику на один рейс в одном направлении в зависимости от количества пассажирских мест на воздушном судне;
- отмену установленного для Дальневосточного федерального округа ограничения количества пассажирских мест на воздушном судне для субсидируемых маршрутов протяженностью свыше 3000 км;
- предоставление в приоритетном порядке субсидий на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты регионов Дальнего Востока;
- дополнение перечня населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации, населенными пунктами Республики Саха (Якутия), Камчатского края и Хабаровского края;
12) об увеличении объема субсидии на выполнение государственного задания, выданного федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна», с учетом нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2014 года № 1295;
13) о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» мероприятий:
- по обновлению парка морского транспорта, в том числе приобретению грузопассажирского парома RPF 14 (1 ед.); сухогрузно-наливных судов проекта 414-В грузоподъемностью 600 тонн, обеспеченных двойным бортом и двойным дном (2 ед.);
- по строительству новых земснарядов с производительностью 1000–4000 м3/час для разработки плотных илистых сезонно замерзающих грунтов на баровых участках арктических рек;
- по реконструкции объектов федеральной собственности в морском порту Беринговский (причалы № 3, 4, 5, оградительный мол, угольный пирс) со сроком реализации в 2019–2021 годах;

14) о внесении изменений в Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623, позволяющих эксплуатировать в пределах Ленского бассейна и в реках Анадырь, Канчалан Анадырского бассейна универсальные сухогрузно-наливные суда грузоподъемность до 600 тонн, не оснащенные двойными дном и бортами;
15) о включении в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судоходных участков рек Анадырь и Канчалан Анадырского бассейна в Перечень внутренних водных путей федерального значения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1800-р;
16) о включении в Перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года № 458-р, морского порта Анадырь;
17) об увеличении уставного капитала акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» в целях расширения программы лизинга морских и речных судов отечественного производства для обновления флота судовладельцев, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на условиях срока лизинга до 15 лет по ставке 2,5%;
18) о софинансировании из федерального бюджета объекта «Строительство автодороги Зелёный Мыс — граница Чукотского автономного округа» в размере 4,1 млрд. руб. в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»;
19) о возможности формирования программы по развитию социальной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей;
20) об ускорении передачи имущественного комплекса государственного предприятия Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь» в собственность Российской Федерации и полного завершения создания федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки»;
21) о внедрении «плоских тарифов» на авиаперевозки по маршрутам Москва – Анадырь – Москва, Москва – Певек – Москва.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и органам местного самоуправления:
1) представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти финансово-экономические обоснования, необходимые для реализации рекомендаций, содержащихся в пункте 1 настоящего решения;
2) проработать вопрос о создании маршрутной сети местных воздушных перевозок с внедрением воздушных судов Ил-112 и ТВС-2ДТС.



[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 2116-р.