Другие мероприятия

Совещание с участием представителей государственных органов на тему «Актуальные вопросы стратегического планирования и законодательного обеспечения реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации»

Решение по итогам совещания
(утверждено на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (протокол № 184 от 22 ноября 2018 года))

22 октября 2018 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось совещание с участием представителей государственных органов на тему «Актуальные вопросы стратегического планирования и законодательного обеспечения реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации» (далее – совещание).

В совещании приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники совещания отмечают следующее.

Формирование эффективной системы стратегического планирования в Российской Федерации, осуществляемое в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), является необходимым условием успешного решения задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Проектируемая Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) и другие документы стратегического планирования, которые будут разработаны на основе Стратегии и во взаимосвязи с ней, должны обеспечить решение стратегических задач и достижение национальных целей развития страны, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти проводится значительная работа по подготовке документов стратегического планирования Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимает активное участие в этой работе.

Вместе с тем, реализация Федерального закона № 172-ФЗ и практика стратегического планирования на федеральном уровне свидетельствуют о наличии ряда проблем в сфере стратегического планирования, проявляющихся, в частности, в необходимости повышения качества прогнозирования в бюджетной и других сферах государственного управления; длительных сроках разработки некоторых проектов документов стратегического планирования; необходимости выработки более эффективных институциональных механизмов, обеспечивающих взаимную согласованность и системную сбалансированность документов стратегического планирования, принимаемых органами публичной власти всех уровней; недостатках научного обеспечения разработки документов стратегического планирования в ряде сфер государственного управления, в том числе в сфере государственной политики регионального развития Российской Федерации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники совещания рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

проанализировать проект плана мероприятий по реализации Стратегии и при необходимости подготовить и направить в Министерство экономического развития Российской Федерации замечания и предложения по указанному проекту.

2. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о направлении для обсуждения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации разрабатываемого плана мероприятий по реализации Стратегии;

2) рассмотреть вопрос о выработке механизмов обеспечения взаимосвязи и скоординированности стратегического и бюджетного планирования, согласованности документов стратегического планирования с соответствующими бюджетами в целях обеспечения сбалансированности возможностей бюджетов всех уровней с объемами расходов, необходимых для реализации планируемых задач государственной политики регионального развития Российской Федерации;

3) на основе анализа результатов проведенной в Правительстве Российской Федерации инвентаризации полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разработать меры, направленные на уменьшение дисбаланса между объемами расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, и объемами имеющегося у них финансового обеспечения, за счет совершенствования механизмов перераспределения финансовых средств между уровнями бюджетной системы;

4) рассмотреть в координации с Российской академией наук возможность создания национального центра пространственных исследований в целях системного научного обеспечения реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации, включая выработку научно обоснованных рекомендаций по её совершенствованию и проведение экспертизы разрабатываемых проектов документов в указанной сфере;

5) рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и сокращению чрезмерного различия в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения, предусматривая:

совершенствование порядка определения минимально необходимых для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объемов финансирования для последующего учета потребности в финансировании указанных обязательств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

совершенствование механизмов перераспределения финансовых средств в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации между бюджетами субъектов Российской Федерации;

увеличение в ближайшей и среднесрочной перспективе объема ассигнований федерального бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

6) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части необходимости учета положений стратегии пространственного развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования при разработке и корректировке документов территориального планирования».

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) при разработке плана мероприятий по реализации Стратегии обеспечить скоординированность предусматриваемых им мероприятий с принципами, целями, приоритетными задачами и механизмами реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации, определенными в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13;

2) рассмотреть вопрос о включении в разрабатываемый план мероприятий по реализации Стратегии мероприятий, направленных на:

создание равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места их проживания в реализации своих социальных и экономических прав, на снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения;

развитие организационно-правовых механизмов рассмотрения в федеральных органах исполнительной власти предложений объединений предпринимателей при разработке проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне в рамках целеполагания, планирования и программирования;

стимулирование миграционного притока на территории, обладающие экономическим потенциалом и благоприятными природно-климатическими условиями для жизни, но испытывающие дефицит трудовых ресурсов;

предотвращение чрезмерной концентрации факторов производства, в том числе финансовых и иных ресурсов, в наиболее крупных агломерациях, на ослабление эффекта необоснованного «стягивания» населения крупными промышленными центрами и агломерациями, ведущего к депопуляции других территорий;

организацию подготовки для органов публичной власти всех уровней специалистов по разработке, реализации и контролю реализации документов стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровнях, предусматривая, в частности, поддержку подготовки специалистов и научных исследований в области экономической географии;

3) рассмотреть вопрос о закреплении в разрабатываемом плане мероприятий по реализации Стратегии этапов реализации этого плана, предусматривая установление комплекса показателей (индикаторов) решения задач пространственного развития Российской Федерации, позволяющих оценить динамику и промежуточные результаты реализации этапов плана, включая показатели уменьшения различия уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и уровня (показателей) качества жизни в субъектах Российской Федерации, а также показателей, отражающих динамику и промежуточные результаты реализации этапов плана в субъектах Российской Федерации, имеющих наименьшие показатели социально-экономического развития;

4) рассмотреть вопрос о подготовке методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований для различных видов муниципальных образований с дифференциацией по типам территорий, отражающим их социальные и экономические особенности;

5) рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных сроков рассмотрения федеральными органами исполнительной власти уведомлений от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении (одобрении) документа стратегического планирования субъекта Российской Федерации, внесении в него изменений, в зависимости от вида документа стратегического планирования в целях обеспечения оперативной актуализации информации о документах стратегического планирования субъектов Российской Федерации в разделе «Система стратегического планирования» федерального государственного реестра государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

4. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

разработать предложения о подготовке для органов публичной власти всех уровней специалистов по разработке, реализации и контролю реализации документов стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.

5. Министерству юстиции Российской Федерации:

при разработке плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на очередной период предусмотреть включение в него мероприятия по проведению мониторинга реализации Федерального закона № 172-ФЗ.

6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Российской академией наук:

проанализировать с привлечением подведомственных им научных организаций состояние организации научного обеспечения разработки документов стратегического планирования Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона № 172-ФЗ. На основе результатов анализа выработать предложения по совершенствованию научного обеспечения разработки документов стратегического планирования Российской Федерации.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

принимать меры, направленные на обеспечение взаимосвязанности и согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципальных образований, с документами стратегического планирования Российской Федерации, документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации.