«Круглые столы»

«Вопросы реализации государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 190 от 12 февраля 2019 года)

 

Участники «круглого стола», проведенного 22 января 2019 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, обсудив актуальные вопросы реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», отмечают следующее.

В основе новой модели развития Дальнего Востока лежит создание благоприятных условий инвестирования, сравнимых с условиями в ключевых зонах деловой активности Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом главной целью нового проекта является не только решение через социально-экономическое развитие дальневосточных территорий внутренних проблемы региона и укрепление единства экономического пространства России, но и ускорение интеграционных процессов в направлении формирования Азиатского экономического союза.

В 2014 году Правительством Российской Федерации была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – Госпрограмма)[1], в которой определены основные направления опережающего развития дальневосточного макрорегиона и механизмы его достижения.

По данным, представленным Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, в рамках реализации Госпрограммы:

— создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР), в которых предусматривается реализовать 330 инвестиционных проектов с объемом частных инвестиций 2,3 трлн. рублей и созданием 56,8 тыс. рабочих мест. Инвесторами ТОР фактически вложено в экономику Дальнего Востока 173,8 млрд. рублей, создано 13,3 тыс. рабочих мест, в том числе 7,1 тыс. высокопроизводительных;

— на территории свободного порта Владивосток реализуется 1057 проектов с объемом частных инвестиций 582 млрд. рублей и созданием 60 тыс. новых рабочих мест. В рамках реализации мероприятий по развитию свободного порта Владивосток уже создано 6,6 тыс. рабочих мест;

— в рамках подпрограммы 2 «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе» отобрано 14 инвестиционных проектов для финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Общий объем частных инвестиций по указанным проектам составит 240,3 млрд. рублей, предусмотрено создание 10,3 тыс. рабочих мест. На конец 2018 года уже запущено 5 предприятий, в том числе Горно-обогатительный комбинат на базе Наталкинского золоторудного месторождения, Тарынский горно-обогатительный комбинат, Камчатский пивоваренный завод, производство пеллет в поселке Березовый Солнечного района Хабаровского края, Алмазодобывающее предприятие на месторождении Верхне-Мунского рудного поля;

— предусмотрены субсидии на создание 29 объектов инфраструктуры, в том числе 16 объектов электроэнергетики, 9 автомобильных дорог, 3 объекта железнодорожной инфраструктуры и 1 наружного газопровода. На конец 2018 года инвесторами введено в эксплуатацию 17 объектов инфраструктуры, в том числе 11 объектов электроэнергетики, 5 автомобильных дорог, 1 объект железнодорожной инфраструктуры;

— одобрено 43 инвестиционных проекта для оказания мер нефинансовой поддержки в рамках Госпрограммы[2];

— с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 1-СФ[3] в рамках подпрограммы 3 «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» предусмотрено финансирование для создания внешней инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта по освоению Аргунского и Жерлового месторождений урана (Рудник № 6) в Забайкальском крае. Данный инвестиционный проект включен в Перечень мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края, подлежащих реализации в 2018 – 2025 годах в приоритетном порядке[4].

Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года № 632 (далее – Указ № 632) в состав Дальневосточного федерального округа были включены Республика Бурятия и Забайкальский край, ранее входившие в Сибирский федеральный округ. Таким образом, признано целесообразным распространить на указанные регионы меры и инструменты поддержки, которые показали свою эффективность на Дальнем Востоке. В первую очередь, речь идет о создании территорий опережающего развития, инфраструктурных субсидиях для инвестиционных проектов, предоставлении гражданам бесплатно гектара земли. Во исполнение Указа № 632 Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий соответствующие изменения[5].

Общим позитивным итогом реализации Госпрограммы по Дальнему Востоку за последние годы стало определенное улучшение экономической ситуации. Так, на протяжении 2014–2017 годов индекс промышленного производства на Дальнем Востоке превышал среднероссийские значения. В 2017 году индекс промышленного производства составил 102,2% (по России – 101%), индекс производства продукции сельского хозяйства – 108,8% (102,4%). Переломлен тренд падения объемов строительства на Дальнем Востоке – 109,2% (по России – 98,6%). Объем инвестиций в основной капитал вырос на 17,1% (по России – на 4,4%) и составил 1,2 трлн. рублей. Дальневосточный федеральный округ по итогам 2017 года занял первое место среди федеральных округов России по темпу роста инвестиций в основной капитал[6].

При поддержке государства идет создание необходимой для промышленных предприятий обеспечивающей инфраструктуры – дорожной, энергетической и коммунальной. Планируется построить 350 км новых автомобильных дорог, 550 км линий электропередач, 170 км линий водо-, тепло- и газоснабжения.

Вместе с тем, в решении задач комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации Госпрограммы, включая развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, остается много проблем, которые требуют решения и совместных усилий органов государственной власти всех уровней.

В настоящее время сохраняется проблема низкой бюджетной обеспеченности большинства субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Анализ показателей консолидированных бюджетов дальневосточных субъектов Российской Федерации за последние несколько лет показывает, что большинство из них исполняются с дефицитом и имеют высокую зависимость от дотаций из федерального бюджета. Это обстоятельство не способствует проведению эффективной экономической и бюджетной политики.

Демографическая ситуация на Дальнем Востоке пока что еще остается сложной. Сокращение численности населения Дальнего Востока и Байкальского региона связано со снижением уровня рождаемости на Дальнем Востоке и миграционными процессами. Основными факторами миграционных процессов являются слабое развитие инфраструктуры, недостаточный уровень транспортной обеспеченности, дороговизна жизни и ведения бизнеса, удаленность внутренних рынков сбыта, дифференциация доходов населения, неблагоприятные климатические условия[7].

Заслушав и обсудив представленную информацию, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока:

1) проработать вопрос о закреплении в Госпрограмме задач по обеспечению стабильного развития моногородов Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе за счет создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением в Амурской области, Забайкальском крае, Республике Бурятия и Хабаровском крае, включенных в категорию 1 Перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р;

2) обеспечить синхронизацию целевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и мероприятий, направленных на их достижение и предусмотренных в рамках «отраслевых» государственных программ Российской Федерации, с системой показателей, предусмотренной Госпрограммой;

3) провести анализ полноты объема финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края на 2018–2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2018 года № 849-р, в целях подготовки предложений по увеличению бюджетных ассигнований на реализацию соответствующих мероприятий;

4) рассмотреть вопрос о включении в Госпрограмму объектов незавершенного строительства, финансирование которых ранее осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета;

5) рассмотреть вопрос о возможности снижения минимальной суммы частных инвестиций, установленной в качестве требования для участия в отборе инвестиционных проектов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года № 1055 «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона»;

6) провести совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также другими федеральными органами исполнительной власти, являющимися главными распорядителями бюджетных средств по Госпрограмме, работу, направленную на повышение уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета по Госпрограмме;

7) подготовить совместно с Министерством финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов необходимые нормативные правовые акты, изменяющие наименование Госпрограммы в соответствии с Указом № 632.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принять исчерпывающие меры по обеспечению реализации мероприятия «Создание и развитие системы комплексной безопасности и защиты от рисков чрезвычайных ситуаций (укрупненное мероприятие)» федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 – 2025 годы» и восстановлению в 1 квартале 2019 года средств федерального бюджета на реализацию указанного укрупненного мероприятия, не использованных в 2018 году, в целях устранения отставания по проведению строительно-монтажных работ аварийно-спасательных центров.

3. Федеральной службе государственной статистики рассмотреть вопрос о целесообразности введения процедуры представления отдельной формы статистической отчетности для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток в целях мониторинга динамики изменения бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с функционированием указанных особых правовых режимов.

4. Органам государственной власти Республики Бурятия и Забайкальского края подготовить планы мероприятий по интеграции Республики Бурятия и Забайкальского края в экономическое пространство Дальнего Востока и на их основании соответствующие предложения по внесению изменений в Госпрограмму.



[1] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“.

[2] Перечень проектов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2015 года № 484-р «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока».

[3] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 1-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона „О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“.

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 мая 2018 года № 849-р «О перечне мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края, подлежащих реализации в 2018 – 2025 годах в приоритетном порядке».

[5] Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“, размещен в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на официальном сайте (regulation.gov.ru) для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. ID проекта 01/01/12–18/00086442.

[6] По данным Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

[7] Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 года.