«Круглые столы»

«Совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства» (22.11.2013)

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2013 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводят «круглый стол» на тему: «Совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства».

В соответствии с действующим законодательством традиционное рыболовство осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания, как с предоставлением рыбопромыслового участка, так и без его предоставления. Однако распределение рыбопромысловых участков осуществляется на платной конкурсной основе, что в ряде регионов затрудняет доступ лиц, относящихся к коренным малочисленным народам к водным биологическим ресурсам, необходимым для обеспечения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности.

В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству разработан и проходит межведомственные согласования законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства», который направлен, в том числе, на решение вышеуказанной проблемы.

В рамках «круглого стола» планируется обсудить этот законопроект, в частности, те его положения, которые направлены на учет особенностей процедур предоставления рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства, оптимальности и достаточности этих процедур с точки зрения упрощения доступа лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, к водным биологическим ресурсам и др.

Для участия в заседании «круглого стола» приглашены депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренных малочисленные народы, представители научных и учебных учреждений, специалисты и эксперты, представители организаций коренных малочисленных народов Российской Федерации.

«Круглый стол» состоится 22 ноября в здании Совета Федерации по адресу: г. Москва, ул. Б.Дмитровка, д. 26, зал 701. Начало в 10 часов. Начало в 11:00 часов.

Контактные телефоны:
тел./факс (495) 697–7841 Турица Татьяна Анатольевна,
(495) 697–9521, тел./факс (495) 697–5723 Тодышев Михаил Анатольевич,
электронный адрес: KOMSMK@council.gov.ru

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (протокол № 49 от 18 февраля 2014 года)

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (протокол от 18 февраля 2014 года)

 

Участники "круглого стола", проведенного в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2013 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, отмечают, что рыболовство, как один из основных видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – коренные малочисленные народы), является основой их жизнеобеспечения, оказывает существенное влияние на традиционный образ жизни и культурную самобытность этих народов.

Рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (далее – традиционное рыболовство) регулируется Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в соответствии с которым данный вид рыболовства осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

Право коренных малочисленных народов, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы использования объектов животного мира, на приоритетное пользование животным миром на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности, закреплено в Федеральном законе "О животном мире". В Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р, одним из принципов устойчивого развития коренных малочисленных народов определено признание их права на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

В то же время нормативно-правовая база в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства остается несовершенной и содержит значительное количество пробелов.

До вступления в силу Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" во многих муниципальных образованиях за общинами и национальными предприятиями коренных малочисленных народов были закреплены рыбопромысловые участки с учетом их исторического занятия и использования. На этих участках родовые общины (хозяйства) осуществляли хозяйственную и предпринимательскую деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов с последующей их реализацией. Здесь же представители коренных малочисленных народов индивидуально реализовали свое право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для личных нужд. Во многих субъектах Российской Федерации списки граждан, обладающих правом на бесплатную добычу (вылов) водных биологических ресурсов в объемах для удовлетворения личных нужд, формировались органами местного самоуправления.

С внедрением в 2007 году в законодательство о рыболовстве конкурсного распределения рыбопромысловых участков в ряде регионов в первоочередном порядке осуществлено распределение рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства, в результате чего рыбопромысловые участки вблизи национальных поселений, используемые ранее в целях традиционного рыболовства коренных малочисленных народов, были утрачены или выделялись им по остаточному принципу.

При этом не были приняты во внимание положения Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в части ограничения осуществления гражданами и юридическими лицами предпринимательской деятельности на территориях традиционного природопользования, если указанная деятельность нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Серьезной проблемой остается обеспечение доступа к водным биологическим ресурсам лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также членов семей лиц, относящихся к коренным малочисленным народам.

Несовершенство действующего законодательства, связанного с конкурсным распределением рыбопромысловых участков и заявительный порядок предоставления водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в сочетании с возможностью реализации общинами коренных малочисленные народов права приоритетного доступа к водным биологическим ресурсам привело в отдельных регионах к резкому увеличению количества общин коренных малочисленных народов, часть которых стала подавать заявки на необоснованно большие объемы водных биологических ресурсов. Например, по данным Федерального агентства по рыболовству на Камчатке в 2006 году было 60 общин, в 2013 – стало более 400. Общие объемы заявок на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на 2013 год, поступивших от общин коренных малочисленных народов Камчатского края, превышают 200 тыс. тонн.

Участники "круглого стола" обращают внимание, что исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 24 августа 2010 года № ВП-П11-47пр о разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства" неоправданно затягивается.

Участниками "круглого стола" предлагается в первую очередь урегулировать отношения в сфере осуществления рыболовства физическими лицами в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни для удовлетворения личных нужд, а затем перейти к решению проблем, связанных с рыболовством в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов. В этих целях представляется целесообразным разделить закрепленное в законодательстве рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на два вида - традиционное рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни, осуществляемое физическими лицами для удовлетворения личных нужд, и традиционное рыболовство в целях обеспечения традиционной хозяйственной деятельности, осуществляемое общинами и иными объединениями коренных малочисленных народов.

Исходя из вышеизложенного, участники "круглого стола" рекомендуют Правительству Российской Федерации:

Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства" с учетом следующих предложений:

а) обеспечения гарантий свободного доступа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и членам их семей на рыбопромысловые участки в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для осуществления традиционного рыболовства в целях удовлетворения личных нужд;

б) возможности распространения права осуществления традиционного рыболовства для удовлетворения личных нужд также на лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования;

в) обеспечения гарантий прав граждан, существование и доходы которых полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая рыболовство, на применение традиционных методов добычи водных биологических ресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство водных биологических ресурсов, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека;

г) разделения рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на два вида:

- традиционное рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни, осуществляемое физическими лицами для удовлетворения личных нужд;

- традиционное рыболовство в целях обеспечения традиционной хозяйственной деятельности, осуществляемое общинами и иными объединениями коренных малочисленных народов;

д) разрешения совместного использования общинами коренных малочисленных народов рыбопромысловых участков для осуществления традиционного рыболовства в целях обеспечения традиционной хозяйственной деятельности;

е) ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестра физических лиц, обладающих правом добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни для удовлетворения личных нужд;

ж) возможности перехода к осуществлению традиционного рыболовства физическими лицами в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни для удовлетворения личных нужд без предоставления рыбопромыслового участка и без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с установленными лимитами на добычу (выло) водных биоресурсов, из расчета на одного человека по видам водных биоресурсов, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.