«Круглые столы»

«О совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере сохранения культурного наследия народов России» (24.01.2014)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации (члены Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике), депутаты Государственной Думы (члены Комитета ГД по делам национальностей, Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока), представители субъектов Российской Федерации – Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, Ставропольского края, Архангельской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.

В работе «круглого стола» приняли также участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также научных учреждений, в том числе Российской академии наук, образовательных организаций, руководители учреждений культуры и искусства, Домов народного творчества, Ассамблеи народов России, национально-культурных автономий.

Открывая «круглый стол», председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политики, местному самоуправлению и делам Севера С. М. Киричук отметил, что сохранение и развитие духовного наследия является одним из ключевых факторов государственной политики России в сфере культуры. В связи с этим необходимо привлечь дополнительное внимание органов публичной власти всех уровней, институтов гражданского общества, включая общественные объединения, к проблемам сохранения нематериального культурного наследия народов России, сохранения и поддержки народных художественных промыслов, повышения роли в этой работе учреждений культурно-досугового типа.

Член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, член-корреспондент РАН А. К. Тулохонов обратил внимание на несовершенство действующего законодательства в сфере культуры: разрозненность законов, противоречивость понятийного аппарата, декларативность многих норм и, как следствие, низкую эффективность правового регулирования. Парламентарий высказался за скорейшее устранение имеющихся пробелов в законодательстве.

Заместитель директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Е. В. Автушенко подчеркнул, что в законодательстве отсутствуют нормы в области защиты объектов нематериального культурного наследия, как и собственно понятие «нематериальное культурное наследие».

Член комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, директор «Эколого-просветительского центра «Заповедник» Н. Р. Данилина предложила отдельно вести работу по сохранению культурного и природного наследия.

Председатель Комитета Парламента Кабардино-Балкарской Республики по культуре, ректор Северо-Кавказского государственного института искусств, доктор искусствоведения, профессор А. И. Рахаев указал, что на региональном уровне приняты многочисленные концепции и программы, направленные на сохранение и развитие нематериального культурного наследия. Однако существуют проблемы с реализацией принятых документов, связанные, прежде всего, с недостатком кадров, в том числе фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных коллективов, методистов-организаторов по традиционной народной культуре. Кроме того, не хватает средств для поддержки фольклорных, этнографических экспедиций, издания исследований фольклористов, хореографов, музыковедов, этнографов. Также А.И. Рахаев отметил необходимость ускорить разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части законодательного определения понятия «памятники этнографического наследия народов Российской Федерации», их правового статуса и механизма сохранения.

Директор Государственного Российского Дома народного творчества Т. В. Пуртова полагает, что решение всего комплекса системных проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия, возможно при координации деятельности различных участников процесса, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения культуры и институты гражданского общества. Она поблагодарила сенаторов за внимание, которое палата уделяет этим проблемам. «Мы все уверены, что Совет Федерации примет необходимые меры и найдет законодательные решения вопросов охраны нематериального культурного наследия нашей страны».

Заместитель Министра культуры Республики Дагестан-директор республиканского Дома народного творчества М.В. Мугадова в своем выступлении отметила, что решение вопросов сохранения нематериального духовного наследия народов России стало более эффективным благодаря политике Президента Российской Федерации, Совета Федерации.

Вопросы совершенствования законодательства в сфере сохранения нематериального культурного наследия, а также поддержки народных промыслов были затронуты в выступлениях Председателя Совета Ассамблеи народов России С.К. Смирновой, заместителя Министра – начальника Управления культуры и искусства Министерства культуры и туризма Калужской области В.Ф. Терёхина, председателя Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», члена Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Г.А. Дрожжина, руководителя академии архитектуры и искусств Южного Федерального университета, советника Российской академии архитектуры и строительных наук, доктора архитектуры, профессора В.В. Пищулиной и других участников «круглого стола».

В ходе дискуссии была подчеркнута необходимость скорейшей разработки нового федерального закона о культуре в Российской Федерации. В то же время участники «круглого стола» считают, что принятие единственного закона не решит всех проблем в области правового регулирования отношений, связанных с сохранением и развитием культурного наследия народов России. Потребуются значительные изменения федерального законодательства, в том числе Бюджетного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и других нормативных правовых актов, а также выделения достаточных средств для последующей их реализации.