«Круглые столы»

«Проблемы ценообразования в строительстве»

3 июля 2015 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводит заседание «круглого стола» на тему «Проблемы ценообразования в строительстве».

Планируется обсудить вопросы реализации государственной политики и состояние нормативно-правового регулирования в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, особенности применения в строительной сфере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проблемы реализации плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере, вопросы разработки норм и расценок на новые технологии в строительстве, а также рассмотреть предложения по совершенствованию системы ценообразования в строительстве.

Модераторами «круглого стола» будут председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азаров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.М. Чернецкий.

В заседании «круглого стола» примут участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», Федеральной антимонопольной службы, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Национального объединения саморегулируемых организаций проектировщиков и изыскателей, Национального объединения строителей, а также представители крупнейших строительных организаций, профессионального и научного сообщества.

Заседание «круглого стола» состоится 3 июля 2015 года в 10 часов по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 26, зал 802 (белый).

Контакты: 8 (495) 692–62–07– Лаврентьева Светлана Игоревна.

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 3 июля 2015 года провел "круглый стол" на тему "Проблемы ценообразования в строительстве".

В заседании "круглого стола" приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), Федерального автономного учреждения "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", Федеральной антимонопольной службы, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Национального объединения саморегулируемых организаций проектировщиков и изыскателей, Национального объединения строителей, представителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждений, осуществляющих деятельность по ценообразованию в строительстве, а также крупнейших строительных организаций, профессионального и научного сообщества.

Участниками "круглого стола" обсуждались вопросы реализации государственной политики и состояние нормативно-правового регулирования в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, проблемы  разработки норм и расценок на новые технологии в строительстве, а также рассматривались предложения по совершенствованию системы ценообразования в строительстве.

Отмечалось, что ценообразование представляет собой комплексный и многоэтапный процесс, требующий проведения тщательных исследований, оценки и анализа рынков, товаров, затрат и конкуренции.

Совершенствование системы ценообразования – одно из важнейших направлений эффективного использования инвестиций в строительстве.

В рамках "круглого стола" выделялось два блока проблем функционирования системы ценообразования в строительстве: нормативно-правового и нормативно-технического регулирования.

Основной проблемой блока нормативно-правового регулирования ценообразования в строительстве, по мнению участников заседания, является недостаточно четкое и последовательное регулирование порядка формирования стоимости строительной продукции на всех стадиях инвестиционного процесса.

Документом, регламентирующим процедуры, влияющие на порядок определения стоимости строительства объектов, строительство которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, является, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

Данный нормативный акт устанавливает объем проработки проектной документации. При этом установленный в настоящее время объем проработки проектной документации соответствует стадии "проект", а действующие сметные нормативы разработаны для стадии "рабочая документация", в связи с чем, достоверно применяться не могут.

Также указанным постановлением не предусмотрена предпроектная стадия документации (обоснование инвестиций), что не позволяет осуществлять предпроектное финансово-экономическое сравнение возможных вариантов вида объекта, его размещения, конструктивных особенностей, непосредственно влияющих на стоимость.

Кроме того, отсутствует порядок определения стоимости строительства на предпроектной стадии в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), которой  определяется порядок составления локальных, объектных и сводных смет, порядок применения коэффициентов, порядок использования базисно-индексного и ресурсного метода. Также в данной Методике не установлен порядок формирования начальной цены контракта, порядок расчета в пределах установленной твердой договорной цены контракта.

В части нормативно-технического регулирования отмечались следующие проблемы.

Основой системы ценообразования в строительстве является сметно-нормативная база, которая включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства. При этом государственные сметные нормативы разрабатывались в 2001 – 2003 годах на основе сметно-нормативной базы 1991 года. Учитывая отсутствие необходимого финансирования, обновление сметных нормативов осуществлялось нерегулярно, новые технологии расценены в недостаточном количестве.

В связи с чем, очевидна необходимость актуализации государственных сметных нормативов, а также формирование новых сметных нормативов на инновационные высокоэффективные технологии.

Важно отметить, что на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения сметной стоимости в строительстве. Большинство вопросов сметного нормирования регулируется методическими документами, которые требуют обновления с учетом изменяющегося законодательства и должны соответствовать условиям современных рыночных отношений.

Помимо прочего, ввиду длительности процесса строительства существует проблема учета фактора времени на этапах составления проектно-сметной документации и непосредственно строительства. Почти во всех проектах строительства тех или иных объектов наблюдается несоответствие сметной стоимости строительства, определенной в текущих ценах на этапе проектирования, и фактической стоимости строительства, определенной после сдачи объекта в эксплуатацию.

Инструменты определения текущей и прогнозной стоимости строительства имеют большую погрешность.

В настоящее время текущая стоимость строительства объектов, строительство которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, определяется базисно-индексным методом с использованием индексов, ежеквартально устанавливаемых письмами Минстроя России.

Анализ сообщаемых Минстроем России индексов показывает, что они не в полной мере учитывают динамику изменения текущей стоимости ресурсов. Кроме того, перечень ресурсов, стоимость которых сообщает уполномоченный субъектом Российской Федерации орган (организация), представляется недостаточным, а их стоимость неточной, так как на федеральном уровне отсутствует действующая методика определения сметной стоимости строительных ресурсов в текущем уровне цен и каждый субъект самостоятельно определяет этот порядок.

Прогнозная стоимость строительства объектов, строительство которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, определяется с учетом прогнозных индексов инфляции, сообщаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. При этом методика их применения в строительстве отсутствует.

Ввиду высокого уровня ресурсоемкости процесса строительства существует и проблема учета огромного количества применяемых строительных материалов, отслеживания их цены на рынке, определения уровня трудозатрат и, соответственно, размера заработной платы в соответствии с квалификацией работника.

С целью оперативного реагирования на изменение рыночных цен на строительные ресурсы, по мнению участников заседания, необходимо осуществлять эффективный мониторинг рынка. На основе таких мониторинговых данных возможно создание единой общедоступной базы о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и других ресурсов, применяемых в строительстве.

В ходе "круглого стола" выделялись и иные факторы, оказывающие влияние на стоимость строительства: применение неэффективных конструктивных решений, ошибочное применение нормативов, низкий уровень внедрения инноваций в строительстве.

В рамках заседания "круглого стола" обсуждались итоги контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой  Российской Федерации, -  "Анализ деятельности федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы", федерального автономного учреждения "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" и иных организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование  и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".

Согласно информации об итогах данного мероприятия выявлены большие проблемы в существующем процессе ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Одним из важных вопросов обозначался вопрос о необходимости расширения полномочий Минстроя России с целью регулирования ценообразования в целом на территории Российской Федерации. Поскольку согласно положению "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038, Минстрой осуществляет функции  в части ценообразования и сметного нормирования в строительстве  только в отношении объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Регулирование вопросов сметного нормирования касательно объектов, строящихся за счет средств бюджетов иных уровней, а также реализация государственной политики в вопросах ценообразования в целом по строительной отрасли положением о Минстрое России не предусмотрены.

Также по итогам контрольного мероприятия выявлены пробелы в нормативных актах и неурегулированность ряда ключевых процедур, приводящих к параллельному существованию сметных норм на одни и те же виды работ в составе федеральных, территориальных и отраслевых единичных расценок, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, к необоснованной разработке индивидуальных нормативов, отсутствию прозрачности и открытости в принятии решений.

По выводам Счетной палаты Российской Федерации процесс ценообразования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство.

В тоже время по сведениям Минстроя России, отрасль ценообразования и сметного нормирования в строительстве стоит на пороге целого ряда нововведений, направленных на улучшение ситуации.

Министерством разработан план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство)".

"Дорожная карта" предполагает устранение существующих коллизий между нормативно-техническими документами в строительной сфере, а также уточнение порядка подготовки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации, что позволит обеспечить прозрачность принятия решений при их разработке.

В целях развития ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли планируется усовершенствовать процедуры разработки и утверждения сметных нормативов, а также в период до 2017 года создать Единую информационную систему данных, включающую федеральный реестр сметных нормативов и информацию о стоимости основных строительных ресурсов, что позволит значительно детализировать и актуализировать все сметные нормативы и создать условия для поэтапного перехода от устаревшего базисно-индексного метода к более современному и объективному ресурсному методу. После формирования система будет находиться в постоянном мониторинге.

В настоящее время осуществляется регулярный мониторинг около 400 основных ценообразующих ресурсов, что недостаточно для формирования достоверной цены проекта.

Уже в 2015-2016 годах Минстроем России планируется изменение подхода к проведению мониторинга уровня цен на строительную продукцию и ресурсы. По оценкам Министерства подобный мониторинг должен будет проходить более значительный объем номенклатуры материалов, изделий и конструкций, применяемых в строительстве.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники "круглого стола"  рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

  1. Рассмотреть возможность расширения полномочий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в строительстве в отношении объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов всех уровней.
  2. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства от 16 февраля 2008 года № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в части уточнения состава разделов проектной документации.
  3. Рассмотреть  возможность разработки проекта соответствующего нормативного акта, регулирующего процедуру расчета и утверждения индексов изменения сметной стоимости строительства, а также устанавливающего применение индивидуальных (объектных) индексов только для уникальных объектов, определенных Правительством Российской Федерации.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

  1. Ускорить работу по реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство)".
  2. Ускорить создание Единой информационной системы данных, включающей федеральный реестр сметных нормативов и необходимую информацию о стоимости основных строительных ресурсов.
  3. Осуществить работы по актуализации государственных сметных нормативов, укрупненных сметных нормативов – нормативов цены строительства объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.
  4. Провести актуализацию и доработку соответствующих методических документов.
  5. Установить порядок определения сметной стоимости строительных ресурсов в текущем уровне цен.
  6. Организовать на постоянной основе мониторинг стоимости основных строительных ресурсов в разрезе субъектов Российской Федерации, а также мониторинг стоимости завершенных строительством объектов, строительство которых велось с привлечением средств федерального бюджета.
  7. Рассмотреть возможность разработки методических указаний, устанавливающих порядок формирования начальной цены государственного контракта на выполнение работ по строительству объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета
  8. Установить порядок разработки норм и расценок на новые виды работ, обусловленные внедрением новых технологий, материалов, конструкций.