«Круглые столы»

«Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности провел 21 мая 2015 года "круглый стол" на тему: "Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи".

В работе "круглого стола" приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентра) и других государственных учреждений, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания молодежи, а также научных, образовательных организаций, общественных и других организаций, средств массовой информации. Участники "круглого стола", обсудив состояние работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и патриотическому воспитанию в целом, актуальные проблемы в этой области, отмечают следующее.

В настоящее время решение задач патриотического воспитания подрастающего поколения, приобщение его к духовно-нравственным ценностям российского общества является одним из важнейших приоритетов внутренней государственной политики Российской Федерации.

Задача совершенствования организации патриотического воспитания граждан обусловлена необходимостью консолидации российского общества и укрепления государства на основе патриотизма и других духовно-нравственных ценностей российского общества в условиях значительно изменившейся международной обстановки, возросшей напряженности в международных отношениях и осуществления информационных кампаний, направленных на формирование у граждан негативного отношения к истории собственной страны, недоверия к органам государственной власти и на ослабление российского государства.

Военно-патриотическое воспитание молодёжи следует рассматривать в системной взаимосвязи с целями государственной политики в области патриотического воспитания в целом как важнейшую задачу государства и общества, решаемую не только в целях допризывной подготовки, но и с целью формирования достойных граждан России с высокими духовно-нравственными ориентирами и активной гражданской позицией, готовых к служению Родине в широком смысле этого понятия. При этом формирование патриотического сознания у молодежи должно опираться на её приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества.

Участники "круглого стола" отмечают, что необходимым условием сохранения и укрепления гражданского единства, духовно-культурной идентичности российского народа, формирования патриотизма у подрастающего поколения, обеспечения национальной безопасности России в духовной сфере является сохранение исторического наследия России, являющегося одной из основ духовного единства народа России, защита его от попыток фальсификации исторических фактов и событий.

В Российской Федерации действует система патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая включает соответствующие государственные учреждения, координирующие и консультативные органы при органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, общественные объединения патриотической направленности и другие субъекты патриотического воспитания; документы стратегического планирования; нормативно-правовую базу и комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.

Согласно информации Росвоенцентра, в настоящее время в 30  федеральных органах исполнительной власти созданы советы по патриотическому воспитанию и приняты ведомственные программы патриотического воспитания. В 80 субъектах Российской Федерации созданы региональные межведомственные координационные советы по патриотическому воспитанию. В 74 субъектах Российской Федерации в качестве рабочих органов этих советов созданы центры патриотического воспитания (региональные центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе). Региональные программы (планы) патриотического воспитания граждан утверждены и действуют в 80 субъектах Российской Федерации. В 5 субъектах Российской Федерации (Краснодарском крае, Воронежской, Вологодской, Калужской и Саратовской областях) приняты региональные законы "О патриотическом воспитании граждан".

Приведенные количественные данные свидетельствуют о широком развертывании системы патриотического воспитания на территории страны.

Вместе с тем в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации остается ряд нерешенных проблем, к числу которых относятся:

  • отсутствие общей координации деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан на федеральном уровне (эта функция не закреплена за конкретным федеральным органом исполнительной власти);
  • недостаточное научное и информационно-аналитическое обеспечение выработки и реализации государственной политики в области патриотического воспитания граждан;
  • недостаточный учет в действующих документах стратегического планирования в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации современного состояния российского общества, а также изменений в сфере информационных и политических технологий;
  • отсутствие на федеральном уровне единой скоординированной системы методического обеспечения работы по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию граждан, проводимой образовательными организациями, учреждениями культуры, государственными организациями радио- и телевещания и другими субъектами патриотического воспитания;
  • недостаточное информационное обеспечение реализации государственной политики в области патриотического воспитания, что особенно проявляется в деятельности общероссийских телеканалов;
  • отсутствие независимых от исполнителей мероприятий по патриотическому воспитанию постоянно действующих институциализированных форм мониторинга и анализа результатов реализации государственных программ и планов патриотического воспитания;
  • несовершенство ряда оценочных показателей реализации государственных программ по патриотическому воспитанию, в том числе ряда оценочных показателей реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы;
  • наблюдаемое в деятельности отдельных субъектов патриотического воспитания стремление к достижению сугубо количественных показателей в работе по патриотическому воспитанию, ведущее к имитации деятельности, формализму и снижению воспитательного воздействия мероприятий;
  • недостаточная информационная открытость и прозрачность в осуществлении государственной поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих мероприятия государственной политики в области патриотического воспитания, а также в расходовании указанными организациями средств, полученных из государственного бюджета, и их отчетности о проведенной работе;
  • существенная недостаточность нормативно-правового регулирования организации и проведения поисковой работы.

Участники "круглого стола" считают, что система патриотического воспитания граждан Российской Федерации нуждается в корректировке и дальнейшем развитии.

В целях повышения эффективности деятельности по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации участники "круглого стола" рекомендуют:

1. Профильным комитетам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

  • провести мониторинг состояния законодательства и правоприменительной практики в сфере реализации государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона, устанавливающего правовые, экономические и организационные основы деятельности в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации с учетом модельного закона "О патриотическом воспитании", принятого на 42 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 42-6 от 16 апреля 2015 года);
  • рассмотреть вопрос о законодательном закреплении правовых основ поисковой деятельности, включая изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" в части установления правовой возможности предоставления государственными органами и учреждениями информации, необходимой организациям, осуществляющим поисковую деятельность, для нахождения родственных связей умершего (погибшего) при обнаружении информации о нем в ходе поисковых мероприятий;
  • рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", предусматривающих создание механизма координации и взаимодействия общественных объединений патриотической направленности, оказания им государственной поддержки, а также в части снижения возраста граждан, имеющих право быть членами и участниками общественных объединений, осуществляющих деятельность в области гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания. 

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

  • о подготовке проекта новой редакции Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации с учетом современного состояния российского общества, изменений в сфере информационных и политических технологий, а также опыта субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию молодежи;
  • о создании на федеральном уровне постоянно действующего единого механизма (органа) координации и методического обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти и других субъектов патриотического воспитания в сферах гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания;
  • о разработке комплекса дополнительных мер по поддержке создания и распространения теле- и радиопрограмм и передач, Интернет-ресурсов, художественных и документальных фильмов, социальной рекламы, музыкальных и других произведений, способствующих духовно-нравственному воспитанию и формированию патриотического сознания молодежи;
  • о совершенствовании порядка предоставления органами государственной власти финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, предусматривая повышение информационной открытости процедур предоставления поддержки и обязательное размещение на официальном сайте уполномоченного государственного органа отчётов некоммерческих организаций о выполнении работ, мероприятий и других обязательств согласно условиям конкурса, по итогам которого им была предоставлена финансовая поддержка;
  • о мерах по поддержке волонтерских социально-благотворительных отрядов, оказывающих помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, семьям сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших в связи с их исполнением.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

  • рассмотреть возможность при доработке проекта государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы" включить в проект программы мероприятия по созданию единых региональных ресурсно-методических центров в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения координации, взаимодействия и поддержки деятельности военно-исторических клубов, поисковых отрядов и других организаций, ведущих работу по патриотическому воспитанию граждан, а также механизмы финансового обеспечения участия субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий указанной программы;
  • рассмотреть вопрос об увеличении в проекте программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы" по сравнению с ныне действующей программой доли мероприятий по информационному обеспечению патриотического воспитания граждан в общем объеме мероприятий государственной программы, предусмотрев при этом более значительное участие общероссийских организаций телевещания в создании и распространении информационной продукции, способствующей формированию патриотического сознания граждан;
  • направить доработанный проект государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы" на повторное общественное обсуждение до конца 2015 года;
  • разработать и принять дополнительные меры по существенному развитию воспитательной компоненты в деятельности общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в особенности педагогических вузов, с учётом принятых в 2012 – 2015 годах документов стратегического планирования в сферах культуры, воспитания, государственной молодежной политики, государственной национальной политики Российской Федерации, включая, в частности, рассмотрение вопроса о внесении в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования изменений, направленных на повышение эффективности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • рассмотреть вопрос об увеличении объема учебного времени, отводимого на преподавание исторических дисциплин в общеобразовательных организациях в части изучения тем о событиях военной истории России, которые способствуют формированию патриотического сознания учащихся;
  • рассмотреть вопрос об обеспечении размещения на Интернет-сайтах подведомственных Минобрнауки России государственных учреждений и образовательных организаций информации по патриотическому воспитанию и ссылок на федеральные Интернет-ресурсы патриотической направленности (в том числе – подвигнарода.рф и другие).

4. Министерству обороны Российской Федерации:

  • обновить и конкретизировать с учетом современных условий нормативные правовые акты по вопросам военно-патриотического воспитания молодежи в целях активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с ДОСААФ России, общественными объединениями патриотической направленности по выполнению задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к защите Отечества и военной службе, включая вопросы предоставления указанным объединениям учебно-материальной базы, определения лиц, ответственных за организацию и проведение военно-патриотической работы, а также предоставления необходимого для проведения этой работы имущества;
  • рассмотреть вопрос о принятии новой концепции военно-патриотического воспитания молодёжи с учётом проекта такой концепции, разработанного в ДОСААФ России;
  • разработать правовой механизм, упрощающий и облегчающий процесс передачи на хранение военно-патриотическим объединениям (клубам) ДОСААФ России образцов техники, вооружения, учебно-материальных средств, военного и иного имущества для проведения мероприятий по военно-патриотической работе и подготовке молодёжи к военной службе;
  • активизировать военно-историческую и архивную работу, направленную на противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, уделяя особое внимание научно-просветительской деятельности, в том числе распространению результатов научных исследований среди широкой общественной аудитории через средства массовой коммуникации, в т.ч. телевидение и сеть Интернет.

5. Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопросы:

  • об увеличении государственной поддержки создания новых и популяризации имеющихся произведений литературы и искусства, освещающих важнейшие события истории России, в том числе прославляющих подвиг советских воинов во время Великой Отечественной войны, способствующих формированию патриотического сознания граждан, а также показывающих опасность возрождения нацизма, необходимость борьбы с ним;
  • об анализе деятельности организаций, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, направленной на гражданско-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, и выработке комплекса мер по развитию указанной деятельности.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации и с участием Росвоенцентра рассмотреть вопросы:

  • о создании единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации организаторов и специалистов в сфере гражданско-патриотического воспитания, военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи с привлечением к работе по созданию указанной системы заинтересованных государственных организаций и общественных объединений;
  • о создании федерального интернет-портала "Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи" для размещения материалов по вопросам гражданско-патриотического, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания (в том числе нормативных правовых актов, планов, программ и других документов стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области патриотического воспитания, методических и учебных изданий, сценариев проведения мероприятий, фильмов, и других материалов), а также для содействия сотрудничеству между субъектами патриотического воспитания;
  • о разработке единых критериев и методик оценки эффективности проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию (с привлечением ученых и специалистов в области психологии, социологии, педагогики и практикующих специалистов в области патриотического воспитания);
  • об обеспечении регулярного проведения независимыми социологическими службами социологических исследований по вопросам формирования патриотического сознания граждан Российской Федерации;
  • о содействии разработке Общероссийским общественным движением "Поисковое движение России" совместно с Российским военно-историческим обществом программы обучения участников поисковых отрядов (в том числе на базе военно-исторических центров Российского военно-исторического общества в федеральных округах и субъектах Российской Федерации)

7. Министерству обороны Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

  • оказывать помощь в создании в общеобразовательных школах музеев истории прославленных соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации;
  • активизировать работу по присвоению почетных наименований в честь Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации улицам населенных пунктов, образовательным учреждениям, организациям и предприятиям. 

8. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям:

  • разработать и принять комплекс дополнительных мер по стимулированию освещения государственными, муниципальными и негосударственными теле- и радиокомпаниями, печатными средствами массовой информации, журналистами вопросов патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации, а также создания телепрограмм и телепередач, посвященных великим историческим событиям, социальным, экономическим, научным и культурным достижениям России, в том числе деятельности выдающихся государственных и общественных деятелей, учёных и конструкторов, деятелей культуры и искусства.

9. Счетной палате Российской Федерации:

  • предусмотреть в плане работы Счетной палаты Российской Федерации контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные за проверку целевого использования и эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы", включая анализ обоснованности ее целевых показателей.

10. Законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы:

  • о дополнительных мерах по обеспечению информационной открытости деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации в области патриотического воспитания граждан, в том числе посредством размещения на официальном интернет-сайте уполномоченного государственного органа материалов о деятельности государственных органов и государственных учреждений субъекта Российской Федерации по патриотическому воспитанию (планы, программы мероприятий; информация об их финансировании, порядке предоставления государственной поддержки, проведении конкурсов; отчеты о выполнении мероприятий и т.д.);
  • о состоянии работы по увековечению подвигов воинов и тружеников тыла в период Великой Отечественной войны и дополнительных мерах по активизации этой работы;
  • о мерах по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений, осуществляющих гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи;
  • об обеспечении постоянного взаимодействия региональных средств массовой информации с ветеранскими организациями, информационной поддержки проводимых мероприятий патриотической направленности.

11. Региональным межведомственным координационным советам по патриотическому воспитанию с участием центров патриотического воспитания субъектов Российской Федерации (региональных центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе) рассмотреть вопросы:

  • об обеспечении повышения квалификации специалистов в области гражданско-патриотического, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан;
  • о разработке мер поддержки общественных объединений, осуществляющих деятельность по гражданско-патриотическому, военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • о содействии в предоставлении военно-патриотическим объединениям возможности безвозмездного пользования помещениями государственных и муниципальных организаций образования в целях проведения мероприятий по патриотическому воспитанию молодёжи;
  • о содействии сотрудничеству субъектов патриотического воспитания с учетом приказа Министра обороны № 745 от 15 октября 2014 года "Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации".

12. Органам местного самоуправления рассмотреть вопросы:

  • об оказания на постоянной основе содействия взаимодействию образовательных организаций с ветеранскими организациями и воинскими частями, военными образовательными организациями и правоохранительными органами в целях осуществления патриотического воспитания обучающихся;
  • об организации привлечения общественных организаций ветеранов военной службы и боевых действий к подготовке и проведению мероприятий патриотической направленности;
  • об организации встреч ветеранов военной службы с молодежью, в том числе с целью повышения престижа военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • о содействии сохранению и развитию военно-исторических, краеведческих музеев и комнат боевой славы, оказании поддержки деятельности поисковых отрядов;
  • об оказании содействия в предоставлении общественным объединениям патриотической направленности возможности использования помещений государственных и муниципальных учреждений образования и других муниципальных учреждений для проведения мероприятий по патриотическому воспитанию молодёжи.

13. Российской академии наук с привлечением Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества:

  • на основе научной разработки теоретических основ государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания в Российской Федерации, в том числе предложения о критериях и методиках оценки эффективности мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи (с привлечением ученых и специалистов в области психологии, социологии, философии, педагогики и практикующих специалистов в области патриотического воспитания);
  • расмотреть вопрос об увеличении поддержки и активизации научных исследований по истории России и других государств, в том числе по вопросам военной истории России, способствующих противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России; 
  • расмотреть вопрос о разработке комплекса дополнительных мер по организации научно-просветительской работы по истории России, направленной на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации.