«Круглые столы»

«Правовое сопровождение внедрения процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов»

28 октября 2015 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводит «круглый стол» на тему «Правовое сопровождение внедрения процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов».

Планируется обсудить выявленные в ходе правоприменительной практики проблемы при подготовке и принятии муниципальными образованиями нормативной правовой базы, необходимой для внедрения и реализации института оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы вступивших в силу муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Кроме того, планируется обсудить целесообразность внедрения оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

В заседании «круглого стола» примут участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители научного и экспертного сообщества.

Заседание «круглого стола» состоится 28 октября 2015 года в здании Совета Федерации по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 26, комн. 808А. Начало мероприятия в 16:00. Начало регистрации участников с 15:00.

Контакты: (495) 986–61–92 — Жамалетдинов Марат Хайдярович.

Рекомендации

28 октября 2015 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся "круглый стол" на тему "Правовое сопровождение внедрения процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов" (далее – "круглый стол"), организованный Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В "круглом столе" приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители общественных объединений предпринимателей, научных организаций, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления участников "круглого стола" по вопросам организации подготовки и принятия муниципальными образованиями нормативной правовой базы, необходимой для проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее – оценка регулирующего воздействия), участники "круглого стола" отмечают следующее.

В существующих внешнеполитических и экономических условиях создание благоприятного инвестиционного климата на всей территории Российской Федерации, включая муниципальные образования, является одной из важнейших задач государственного и муниципального управления в сфере экономики, успешное решение которой зависит от слаженной работы всех уровней власти: федерального, регионального и муниципального.

Существенным условием решения указанной задачи является внедрение процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Начало внедрения на региональном и муниципальном уровне процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов заложено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в котором указано на необходимость законодательного закрепления процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации - с 2014 года, органов местного самоуправления - с 2015 года.

Законодательное обеспечение института оценки регулирующего воздействия реализовано Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, которыми установлены дифференцированные сроки начала проведения оценки регулирующего воздействия в органах местного самоуправления в зависимости от видов муниципальных образований:

  • для городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, - с 1 января 2015 года;
  • для муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения - с 1 января 2016 года;
  • для иных муниципальных образований - с 1 января 2017 года.

Таким образом, на сегодняшний день требование о применении оценки регулирующего воздействия распространяется только на городские округа, являющиеся административными центрами субъектов Российской Федерации.

Важно отметить, что в настоящее время в муниципальных образованиях ряда субъектов Российской Федерации ведется в "пилотном" режиме работа по применению процедур оценки регулирующего воздействия (в том числе в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Волгоградской, Московской, Орловской, Свердловской, Ульяновской и Челябинской областях).

Основной сложностью при организации и проведении процедур оценки регулирующего воздействия является разработка и принятие муниципальным образованием муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия.

В целях обеспечения единого подхода, а также методической поддержки органов местного самоуправления при организации и проведении процедуры регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных актов Министерством экономического развития Российской Федерации были разработаны Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (письмо Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 года № 31260-ОФ/Д26и).

Следует обратить внимание на необходимость закрепления в муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, механизма учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия, при доработке проектов нормативных актов, прошедших эту процедуру (включая процедуру урегулирования разногласий в отношении результатов оценки регулирующего воздействия). Существенное значение для проведения оценки регулирующего воздействия имеет также мониторинг фактического воздействия в отношении нормативных правовых актов, при подготовке проектов которых проводилась процедура оценки регулирующего воздействия.

Участники "круглого стола", учитывая опыт отдельных муниципальных образований, отмечают, что внедрение и дальнейшее проведение процедуры регулирующего воздействия может иметь положительный эффект для формирования благоприятной предпринимательской среды и повышения инвестиционной привлекательности при условии надлежащего методического и организационного, в том числе кадрового обеспечения для внедрения данного института. Вместе с тем в отдельных муниципальных образованиях отмечены затруднения при внедрении процедур оценки регулирующего воздействия, вызванные отсутствием необходимых организационных и кадровых ресурсов, что обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями.

Согласно результатам осуществленного в Минэкономразвития России анализа опыта проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, за исключением городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, практически не затрагивают вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. В связи с этим Правительством Российской Федерации 1 октября 2015 года внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" (№ 891249-6), которым предлагается учесть отмеченную особенность и установить инициативный порядок проведения органами местного самоуправления оценки регулирующего воздействия, за исключением городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники "круглого стола" рекомендуют:

 1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Профильным комитетами палат Федерального Собрания Российской – поддержать концепцию проекта федерального закона № 891249-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" (далее – проект федерального закона № 891249-6);
1.2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации – принять проект федерального закона № 891249-6 в период осенней сессии 2015 года.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Содействовать в проведении мероприятий, направленных на реализацию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях механизмов проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов.
2.2. Рассмотреть вопрос о проведении
анализа и обобщения практики применения в 2015 году института оценки регулирующего воздействия органами местного самоуправления городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Организовать на постоянной основе информационную, методическую и методологическую поддержку органам местного самоуправления по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
3.2. Способствовать распространению среди органов местного самоуправления положительного опыта деятельности органов местного самоуправления по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
3.3. При проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов использовать единый официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в субъекте Российской Федерации, в том числе рассмотреть вопрос о возможности введения в эксплуатацию региональной версии официального сайта
regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.4. Осуществлять размещение актуальной информации о проведении процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов на официальном сайте
orv.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 4. Органам местного самоуправления продолжить работу по формированию благоприятной предпринимательской среды и повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, в том числе посредством организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в инициативном порядке.

 5. Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований и Всероссийскому Совету местного самоуправления, региональным объединениям муниципальных образований:

5.1. Рассмотреть вопрос о проведении анализа и обобщении практики применения института оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях ряда субъектов Российской Федерации, в которых этот институт применяется в "пилотном" режиме, и обобщении информации о необходимом ресурсном обеспечении, связанном с проведением оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях разных видов с учетом их финансовой обеспеченности.
5.2. С
пособствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.