«Круглые столы»

«Мониторинг и управление энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве: инновационные подходы»

Порядок проведения «круглого стола» 

Регламент:

  • Вступительное слово – 10 минут
  • Доклады – 10 минут
  • Выступления – до 3 минут

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (10 минут) 

Чернецкий Аркадий Михайлович – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 

ДОКЛАДЫ (10 минут) 

Николаева Елена Леонидовна – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Тема «Энергоэффективность как драйвер социально-экономического роста»

 

Евраев Михаил Яковлевич – заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Тема: «ГИС ЖКХ как инструмент анализа ключевых параметров эффективности отрасли и сопровождения принятия стратегических решений»

 

Булгакова Ирина Александровна генеральный директор Ассоциации энергосервисных компаний «РАЭСКО»

 

Тема «Нормативно-правовые аспекты упорядочения процессов энергоучета и реализации энергосберегающих мероприятий»

ВЫСТУПЛЕНИЯ (3 минуты)

 

Торсунов Вячеслав Юрьевич – заместитель директора Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации

 

Тема «Учет мнений экспертного сообщества при подготовке актов Правительства Российской Федерации в области энергосбережения»

 

Матюхин Алексей Геннадьевич – начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы

 

Тема: «Антимонопольный контроль как стимул трансформирования идеологии участников рынка»

 

Вахруков Дмитрий Сергеевич – заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России

 

Тема: « Энергосбережение. Макроэкономический эффект „

 

Довлатова Елена Владимировна – исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

 

Тема «Перспективы и риски развития интеллектуальных систем комплексного учета коммунальных ресурсов на современном этапе»

 

Семенов Виктор Германович – президент некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение»

 

Тема «Энергосбережение в условиях финансового кризиса»

 

Конев Алексей Викторович – директор по инновациям Российского энергетического агентства Минэнерго России

 

Тема «Мониторинг и управление энергосбережением в жилищно-коммунальном комплексе: инновационные подходы»

 

Бондаренко Александр Валерьевич – заместитель генерального директора по жилищно-коммунальному хозяйству группы компаний «МОРТОН»

 

Тема «Умный водоканал»

 

Голенев Иван Евгеньевич – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ЮНИВЕФ»

 

Тема «Практический опыт внедрения систем мониторинга качества услуг. Ключевые противоречия.»

 

Ладочкин Сергей Алексеевич – президент некоммерческого партнерства «Содействие по внедрению энергоэффективных технологий»

 

Тема «Внедрение автоматизированных систем контроля качества как фактор защиты прав собственников»

 

Казейкин Валерий Семенович – президент Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству

 

Тема «Мониторинг и управление энергосбережением при малоэтажном жилищном строительстве – инновационные подходы»

 

Федечкин Владимир Анатольевич – директор ГАУ «Агентство энергосбережения» Саратовской области

 

Тема «Практика реализации энергоэффективных мероприятий государственным автономным учреждением»

 

Ишутин Руслан Вадимович – директор ООО «Мегасофт»

 

Тема «Система мониторинга энергоэффективности для потребителей энергоресурсов „

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Чернецкий Аркадий Михайлович – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Принятие рекомендаций «круглого стола»

Рекомендации

Участники "круглого стола", проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 3 февраля 2016 года с участием членов Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ведущих российские экспертов в области жилищно-коммунального хозяйства, обсудив вопрос об инновационных подходах в мониторинге и управлении энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве, отмечают следующее.

Особая роль коммунального комплекса, обеспечивающего жизненно важные потребности населения, предопределяет необходимость совершенствования системы управления энергосбережением, процессами измерения и учета потребляемых энергоресурсов, в том числе их количественных и качественных параметров, определяющих конечную стоимость потребляемых услуг.

Решение задачи сокращения нерационального потребления энергетических ресурсов, обеспечения принципов социальной справедливости при оплате стоимости потребленных коммунальных услуг позволит успешно реализовать ключевые аспекты государственной политики энергосбережения и энергоэффективности.

В настоящее время существуют некоторые проблемы при определении объемов и качества энергетических ресурсов, поставляемых потребителям, и формировании показателей производственных и коммерческих потерь, используемых при тарифном регулировании для расчета обоснованной стоимости коммунальных услуг.

Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) заложены основы для формирования административных и рыночных механизмов в экономике Российской Федерации, стимулирующих повышение энергоэффективности и проведение мероприятий по энергосбережению.

Однако до сих пор не решена проблема соответствия установленным действующим законодательством требованиям применяемых методов управления энергосбережением и повышением энергоэффективности.

Следствием сложившейся ситуации является то, что источником показателей объемов и качества поставляемых энергетических ресурсов, используемых для оказания коммунальных услуг, в большинстве случаев служат расчетные показатели, не отражающие реальное состояние поставленного ресурса, причем ресурсоснабжающие организации покрывают свои издержки за счёт повышения тарифов и тем самым генерируют статистику некорректных данных, на основании которых формируется политика развития отрасли и инвестиционные программы.

Соответственно, в жилищно-коммунальном комплексе сложилась объективная необходимость поиска и разработки новых подходов к формированию единой системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, формированию необходимых институциональных, финансовых, организационных и других условий.

Целью "круглого стола" являлось обсуждение формирующейся системы мониторинга и управления энергосбережением в жилищно-коммунальном комплексе, обзор передовых практик и технологий, включая практику внедрения системы энергетического менеджмента на основе стандарта ИСО 50001, рассмотрение вопросов совершенствования действующей нормативно-правовой базы, институциональных механизмов реализации мероприятий по повышению энергоэффективности жилищного фонда и коммунального сектора.

Всесторонне обсудив существующие проблемы, рассмотрев действующие практики и технологии управления энергопотреблением, а также в целях своевременного принятия решения по дальнейшему совершенствованию процессов энергоэффективности в направлении устойчивого экономического развития жилищно-коммунального комплекса, участники "круглого стола" считают целесообразным отметить необходимость:

  • комплексной разработки направлений повышения энергоэффективности и обеспечения энергосбережения жилищно-коммунального комплекса с конкретизацией целей и задач для каждой его сферы;
  • создания системы достоверных измерений и учета потребления энергетических ресурсов, функционирующей по единым для всех участников рынка правилам;
  • отнесения вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства к вопросам ведения действующих на федеральном уровне специализированных государственных финансовых институтов развития жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства в целях развития различных форм финансовой поддержки, включая формирование условий для привлечения частных инвестиций, применения различных форм государственно-частного партнерства;

и рекомендовать: 

1.       Правительству Российской Федерации

1.1.    Проработать методы экономического стимулирования использования систем достоверного учета коммунальных ресурсов, в том числе методами тарифного регулирования.

1.2.    Создать межведомственную группу для постановки и решения вопросов системного подхода к решению задач энергосбережения и энергоэффективности в целях синхронизации методов и действий исполнительных органов власти в этом секторе экономики.

1.3.    Принять за основу для разработки законопроекта по совершенствованию организации коммерческого учета потребляемых энергоресурсов концепцию совершенствования законодательства в сфере учета энергоресурсов, разработанную Ассоциацией энергосервисных компаний "РАЭСКО".

1.4.         Проработать комплекс мер, обязывающих ресурсоснабжающие организации осуществлять расчет размера платежа за поставленные коммунальные ресурсы и оказанные коммунальные услуги с учетом  данных о количестве и качестве таких ресурсов и услуг, полученных с использованием сертифицированных средств измерения, в том числе принадлежащих третьим лицам.

2.       Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти

2.1.    При планировании работ по организации Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ) предусматривать создание и развитие сервисов, позволяющих осуществлять интеграцию с автоматизированными информационно-измерительными системами учета потребления энергоресурсов (ГИС ТЭК).

2.2.    При дальнейшей доработке ГИС ЖКХ предусмотреть возможность предоставления федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным хозяйствующим субъектам и гражданам статистической и аналитической информации, в том числе по качеству поставляемых коммунальных ресурсов и оказываемых коммунальных услуг, необходимой для принятия решений по управлению энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве.

2.3.    Провести анализ данных, рекомендованных к внесению в ГИС ЖКХ и ГИС ТЭК, в целях исключения возможного дублирования и подготовить практические предложения по организации информационного обмена между системами. 

3.       Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти

3.1.    Активизировать работу по утверждению требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений. Ускорить принятие приказа Минстроя России "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов", в котором предусмотреть установление базового уровня для определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

3.2.    Разработать и утвердить регламент использования параметров качества коммунальных ресурсов, включая типовой отчет по качеству, при осуществлении расчета размера платежа за такие ресурсы.

3.3.    Установить требования к утеплению ограждающих конструкций при капитальном ремонте многоквартирных домов.

3.4.    Рассмотреть целесообразность применения систем энергетического менеджмента на основе стандарта ИСО 50001, как инновационного инструмента мониторинга и управления энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве.

3.5.    Провести анализ практики применения нормативов потребления коммунальных услуг по муниципальным образованиям на предмет их экономической обоснованности и целесообразности. 

4.       Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

4.1.    При реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) предусматривать совмещение работ по капитальному ремонту с проведением энергосервисных мероприятий.