«Круглые столы»

«О синхронизации региональных (муниципальных) программ развития жилищного строительства и инвестиционных программ субъектов естественных монополий»

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (протокол № 161 от 25 декабря 2017 года)

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 10 ноября 2017 года с участием представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителями субъектов естественных монополий и профессионального сообщества строителей, экспертных организаций, обсудив вопрос о синхронизации региональных (муниципальных) программ развития жилищного строительства и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, отмечают следующее.

Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (статья 4). В соответствии с положениями указанного Федерального закона и ряда других нормативных правовых актов[1] субъекты естественных монополий, в том числе являющиеся ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО), осуществляют разработку инвестиционных программ, отражающих мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов, систем и сетей, относящихся к сферам своей деятельности.

Как показывает практика, зачастую в инвестиционных программах РСО не находят отражения реальные потребности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в строительстве объектов, систем и сетей инженерно-технического обеспечения в сфере электроснабжения, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (далее – сети инженерно-технического обеспечения), необходимых для реализации программ жилищного строительства.

Особенно остро проблема подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения встает при реализации проектов комплексного освоения территорий, в рамках которых строятся большие объемы жилья и другие объекты, подключение (технологическое присоединение) которых к имеющимся сетям невозможно.

Участники «круглого стола» отмечают, что отсутствие синхронизации региональных (муниципальных) программ развития жилищного строительства и инвестиционных программ РСО приводит к таким негативным последствиям, как «замораживание» крупных строительных проектов или чрезмерно длительные сроки их реализации, удорожание стоимости жилья для граждан в связи с необходимостью для застройщика своими силами и за свой счет строить сети инженерно-технического обеспечения и передавать их в собственность РСО без возможности включения затрат на строительство таких сетей в себестоимость строительной продукции.

По информации акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее – АИЖК), озвученной в ходе «круглого стола», АИЖК совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) ведется работа по разработке Стандарта развития территории как в отношении застроенных, так и незастроенных территорий. На основании указанного Стандарта развития территории у субъектов Российской Федерации появится возможность разработки «объемных пространственных регламентов» (далее – пространственные регламенты), отражающих количество, технические характеристики, местоположение планируемого к строительству жилья, сроки строительства и ввода указанного жилья в эксплуатацию.

Подготовленные субъектами Российской Федерации пространственные регламенты позволят РСО корректно отразить в своих инвестиционных программах мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации сетей инженерно-технического обеспечения и своевременно реализовать такие мероприятия.

Таким образом, пространственные регламенты позволят синхронизировать региональные (муниципальные) программы развития жилищного строительства и инвестиционные программы РСО и скоординировать действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, застройщиков и РСО при реализации крупных строительных проектов в жилищной сфере. Начать использование Стандарта развития территории в практической деятельности планируется в 2018 году.

Участники «круглого стола» положительно оценивают работу Минстроя России и АИЖК по разработке и внедрению Стандарта развития территории.

Вместе с тем, участники «круглого стола» отметили следующие существующие в настоящее время факторы, которые препятствуют синхронизации региональных (муниципальных) программ развития жилищного строительства и инвестиционных программ субъектов естественных монополий:

1) отсутствие самостоятельных источников финансирования реализации мероприятий инвестиционных программ РСО по строительству, реконструкции, модернизации сетей инженерно-технического обеспечения в условиях наличия законодательных ограничений на рост тарифов для потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

2) отсутствие в утвержденных программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов информации о реальной потребности в строительстве всего комплекса сетей инженерно-технического обеспечения в отношении конкретных территорий, предназначенных для комплексного освоения;

3) отсутствие механизмов, гарантирующих РСО поэтапный ввод застройщиком в эксплуатацию определенного количества жилья в рамках комплексного освоения территорий и возмещение убытков РСО, выполнивших мероприятия инвестиционной программы по строительству сетей инженерно-технического обеспечения, возникающих при отказе застройщика от комплексного освоения территории;

4) отсутствие в законодательстве в сфере электроэнергетики барьеров для появления зарезервированной потребителями, но не используемой ими мощности, и совершения нелегальных сделок по ее продаже;

5) оперирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления недостоверными сведениями о реальных возможностях по подключению к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

6) имеющее место в отдельных случаях несвоевременное утверждение либо утверждение неуполномоченным лицом схем и программ развития электроэнергетики в субъектах Российской Федерации[2];

7) отсутствие в нормативных правовых актах, регулирующих порядок подготовки и утверждения схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации на 5-летний период, положений об обязательном согласовании указанных схемы и программы с сетевыми организациями;

8) недостаточно гибкие механизмы утверждения и корректировки инвестиционных программ РСО, что приводит к затягиванию процедур утверждения инвестиционных программ и внесения в них изменений, отсутствию финансовых ресурсов для реализации мероприятий инвестиционных программ;

9) отсутствие учета положений инвестиционных программ РСО, планов и программ развития сетей инженерно-технического обеспечения при разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

 

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации:

— предусматривающих внесение юридическими лицами платы за резервирование мощности;

— обеспечивающих гибкость корректировки инвестиционных программ РСО при изменении документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

— предусматривающих обязательное согласование с сетевыми организациями схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации на 5-летний период;

— уточняющих порядок учета инвестиционных программ субъектов естественных монополий при подготовке документов территориального планирования городских округов и поселений;

— предусматривающих самостоятельные источники финансирования реализации мероприятий инвестиционных программ по строительству новых сетей инженерно-технического обеспечения с соблюдением правила об отнесении затрат по строительству на лиц, которые будут фактически потреблять ресурсы с использованием новых сетей инженерно-технического обеспечения.

1.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания межведомственной рабочей группы с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, представителей профессионального сообщества строителей для анализа проблем, возникающих при синхронизации региональных (муниципальных) программ развития жилищного строительства и инвестиционных программ субъектов естественных монополий и подготовки законодательной инициативы, направленной на совершенствование законодательства в указанной сфере.

 

2. Министерству энергетики Российской Федерации:

усилить контроль за утверждением схем и программ развития электроэнергетики в субъектах Российской Федерации.

 

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования»:

3.1.Предусмотреть в подготавливаемом Стандарте развития территорий подробный порядок взаимодействия и координации действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, РСО, застройщиков в целях синхронизации региональных (муниципальных) программ развития жилищного строительства и инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

3.2. Вынести на обсуждение с органами государственной власти, органами местного самоуправления, РСО, застройщиками проект Стандарта развития территорий.

3.3. Проконтролировать разработку и внедрение в субъектах Российской Федерации пространственных регламентов и при необходимости осуществить методическое сопровождение.

 

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Разработать организационные механизмы координации и синхронизации при разработке и согласовании региональных программ жилищного строительства, схем территориального планирования, схем и программ развития электроэнергетики, схем теплоснабжения и инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, основанные на установленной законодательством Российской Федерации системе перспективного планирования в электроэнергетике и порядке технологического присоединения потребителей к электрическим и тепловым сетям при условии персонализации ответственности должностных лиц государственных органов субъектов Российской Федерации за координацию и синхронизацию указанных мероприятий и документов.

4.2. Обеспечить усиление контроля за исполнением инвестиционных программ РСО.

 

5. Органам местного самоуправления:

5.1. Обеспечить разработку и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основании утвержденных документов территориального планирования городских округов и поселений.

5.2. Обеспечить наполнение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры актуальной информацией о потребностях в строительстве сетей инженерно-технического обеспечения.



[1] Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» и другие нормативные правовые акты. 

[2] Согласно направленной Министерством энергетики Российской Федерации в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Справки о синхронизации схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации с инвестиционными программами субъектов электроэнергетики (приложение к письму Минэнерго России от 01.11.2017 года № ВК-12164/09) по поступившей в Минэнерго России в 2017 году информации схемы и программы развития электроэнергетики утверждены в 67 субъектах Российской Федерации (из них в 13 субъектах Российской Федерации – с нарушением срока, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823).

При этом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) схемы и программы развития электроэнергетики утверждены в 62 субъектах. В 5 субъектах Российской Федерации схемы и программы развития утверждены неуполномоченными лицами.