«Круглые столы»

«О взаимодействии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках законодательного процесса»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 187 от 20 декабря 2018 г.)

6 декабря 2018 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О взаимодействии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках законодательного процесса», организованный Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В «круглом столе» приняли участие члены Совета Федерации, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций.

Заслушав и обсудив доклады и выступления участников «круглого стола» по вопросам совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках законодательного процесса, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Взаимодействие Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципов законности, равенства, коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, системности и прогнозирования.

Исходя из этого, а также принимая во внимание конституционное положение Совета Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации, необходимо отметить, что Совет Федерации, как «палата регионов», призван во взаимодействии с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать гармонизацию федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также учет интересов субъектов Российской Федерации при принятии федеральных законов.

С этой целью необходимо более полно использовать механизм работы Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее – Совет законодателей Российской Федерации), в том числе для выработки мер правового, информационного, организационного характера, которые будут способствовать наиболее полному учету при принятии федеральных законов мнений и опыта субъектов Российской Федерации.

Участники «круглого стола» также отмечают, что системное совершенствование взаимодействия Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:

— поиск наиболее эффективных путей взаимодействия при рассмотрении законодательных инициатив;

— повышение качества юридико-технической подготовки документов;

— оказание всесторонней помощи законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке финансово-экономического обоснования к проектам федеральных законов;

— обеспечение приоритетного порядка прохождения законопроектов, разработанных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и, по возможности, сокращения сроков их рассмотрения.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1.Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

—рассмотреть вопрос о закреплении обязательности направления подготавливаемых к рассмотрению во втором чтении проектов федеральных законов в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу отзывов в том случае, если при подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроектов, изначально не содержавших положений, регулирующих отношения по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ответственный комитет Государственной Думы рекомендует Государственной Думе принять поправки, в результате которых в проекты включаются нормы, которые будут регулировать отношения по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

—приглашать на заседания ответственных комитетов Государственной Думы и на заседания Государственной Думы при рассмотрении проектов федеральных законов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации, являющихся представителями от соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.Профильным комитетам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

—сопровождать прохождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, получивших одобрение Совета законодателей Российской Федерации;

—рассмотреть вопрос о проведении в части своих вопросов ведения обучающих семинаров для сотрудников аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам подготовки проектов законодательных инициатив;

—шире привлекать общественность к экспертизе проектов законодательных инициатив, разработанных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе взаимодействовать по вопросам такой экспертизы с Общественной палатой Российской Федерации;

—оказывать содействие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в получении информационно-аналитических и статистических данных, необходимых для качественной подготовки разрабатываемых проектов федеральных законов.

3.Комитету Государственной Думы по контролю и Регламенту совместно с Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству:

—рассмотреть вопрос о внесении изменения в часть первую2 статьи 50 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части дополнения перечня законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению, законопроектами, внесенными законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и одобренными Советом законодателей Российской Федерации.

4.Министерству юстиции Российской Федерации:

—во взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность проведения для сотрудников аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации серии обучающих семинаров по вопросам законодательной техники в режиме видео-конференцсвязи;

—оказывать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации помощь при подготовке пояснительных записок к разрабатываемым проектам федеральных законов, в том числе предоставляя по их запросам соответствующие информационно-аналитические и статистические данные.

5.Министерству финансов Российской Федерации:

—во взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность проведения для сотрудников аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации серии обучающих семинаров по вопросам методики разработки финансово-экономического обоснования к проектам федеральных законов и проектам законодательных инициатив, направляемым на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации, в режиме видео-конференцсвязи;

—оказывать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации помощь при подготовке финансово-экономического обоснования к разрабатываемым проектам федеральных законов, в том числе предоставляя по их запросам соответствующие информационно-аналитические и статистические данные.

6.Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

—при разработке проектов федеральных законов и проектов законодательных инициатив, направляемых на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации, руководствоваться Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленными Главным Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации;

—при разработке проектов федеральных законов и проектов законодательных инициатив, направляемых на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации, использовать доклады о состоянии законодательства в субъектах Российской Федерации и другие аналитические доклады, подготавливаемые в регионах научно-экспертным сообществом, с целью выявления имеющихся проблем в законодательном регулировании соответствующих общественных отношений и более полного обоснования проектируемых норм;

—при разработке пояснительных записок к проектам федеральных законов и проектам законодательных инициатив, направляемым на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации, более системно и подробно отражать в них обосновывающую информацию (в том числе статистические данные), позволяющую сделать вывод о наличии реальной потребности в новом правовом регулировании тех или иных общественных отношений или реальных проблем в правоприменительной практике, требующих корректировки действующих норм, а также показывать значимость внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство для большого числа субъектов Российской Федерации;

—при разработке финансово-экономического обоснования к проектам федеральных законов и проектам законодательных инициатив, направляемым на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации, более системно и подробно отражать конкретные расчеты финансовых затрат, которые потребует реализация проектируемых норм;

— шире привлекать (по согласованию) к разработке проектов федеральных законов и проектов законодательных инициатив, направляемых на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации, представителей профильных федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также учёных и экспертов;

—активнее взаимодействовать при подготовке проектов федеральных законов и проектов законодательных инициатив, направляемых на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации, пояснительных записок, финансово-экономических обоснований к ним с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, а также с законодательными (представительными) органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, в том числе запрашивая у них соответствующие информационно-аналитические и статистические данные;

—рассмотреть вопрос об организации на базе парламентских ассоциаций консультативных и методических советов с возможностью организации онлайн-обсуждения проблем законотворчества и применения действующего законодательства;

—более активно использовать возможность разработки проектов законодательных инициатив и направления их на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации до подготовки и внесения в Государственную Думу соответствующих проектов федеральных законов;

—более активно использовать возможность внесения законодательных инициатив в форме поправок к проектам федеральных законов, принятым Государственной Думой в первом чтении;

—более активно использовать право присутствия на заседаниях комитетов Государственной Думы при рассмотрении проектов федеральных законов;

—до внесения проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или направления проектов законодательных инициатив на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации проводить общественные обсуждения соответствующих проектов, в том числе запрашивать мнение объединений (ассоциаций, союзов) субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, субъектов общественного контроля.