Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–802 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Вологодской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–802 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проект направлен на совершенствование правового регулирования статуса старосты сельского населенного пункта (далее – староста), а также порядка его назначения с учетом сложившейся практики применения института старост в субъектах Российской Федерации.

Проектом предлагается:

— установить возможность назначения лица старостой не только одного сельского населенного пункта, но и нескольких сельских населенных пунктов или части территории сельского населенного пункта;

— выдвигать кандидатуру в старосты на собрании граждан, а не на сходе граждан;

— расширить круг лиц, из числа которых может быть назначен староста, дополнив их лицами, обладающими зарегистрированными правами на недвижимое имущество, находящееся в границах сельского населенного пункта (сельских населенных пунктов), и достигшими возраста 18 лет;

— установить, что полномочия старосты подтверждаются выпиской из решения представительного органа муниципального образования о его назначении либо удостоверением старосты, выданным в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Следует отметить, что институт старост является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. На наш взгляд, в вопросе совершенствования правового регулирования института старост особенно важно обеспечить максимально прозрачные механизмы выдвижения кандидатур в старосты, позволяющие должным образом учитывать мнение населения.

В связи с этим полагаем, что в целях недопущения злоупотребления правом граждан на учет их мнения при выдвижении кандидатур в старосты целесообразно дополнить проект положениями о кворуме проведения соответствующего собрания, а также кворуме принятия решений на собрании.

Кроме того, на наш взгляд, правовое регулирование института старост основывалось, прежде всего, на понимании старост как лиц, наиболее приближенных к населению, пользующихся у сельских жителей личным авторитетом, близко знакомых с сельским укладом жизни и проблемами сельских населенных пунктов. В этом контексте установленный действующими положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» критерий проживания кандидата в старосты на территории конкретного сельского населенного пункта представляется оправданным.

Принимая изложенное во внимание, полагаем, что с учетом характера деятельности старост предоставление лицам, не проживающим в конкретном населенном пункте, но при этом приобретшим там имущество, права быть выдвинутыми кандидатами в старосты может привести к назначению старостами лиц, не обладающих достаточным авторитетом у населения, что, в свою очередь, вызовет рост социальной напряженности.

Помимо прочего, предлагаемое проектом установление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» детального механизма подтверждения полномочий старосты (выдача выписки из решения представительного органа муниципального образования о его назначении, удостоверения старосты) представляется излишним, поскольку эти вопросы могут быть урегулированы с учетом местных особенностей муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, концептуально поддерживая идею дальнейшего совершенствования правового регулирования института старост, полагаем, что проект в представленной редакции нуждается в дополнительном обсуждении и доработке.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенных замечаний.