Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–790 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Краснодарского края


Проектом законодательной инициативы предлагается расширить компетенцию органов местного самоуправления, предусмотрев новый вопрос местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов: выявление фактов уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско‑правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем; регистрация трудовых договоров в соответствии со статьёй 303 Трудового кодекса Российской Федерации.

Одновременно выявление фактов уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско‑правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предполагается определить в качестве полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и в качестве полномочия органов государственной власти субъетов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого этими органами самостоятельно за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Предложение о внесении указанных изменений мотивируется необходимостью проведения работы по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в связи с распространённостью практики выплаты заработной платы работникам без отражения в документах бухгалтерского и налогового учета (»в конверте»). Авторы инициативы отмечают, что реализация проектируемых полномочий позволит получить дополнительные доходы в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и во внебюджетные фонды.

Следует отметить, что статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Содержание проектируемого вопроса местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов не согласуется с указанным определением, поскольку выявление перечисленных выше фактов нарушения трудового законодательства не оказывает непосредственного влияния на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.

Проект содержит идентичные формулировки вопроса местного значения и полномочия по его решению. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ разграничивает данные понятия, при этом вопрос местного значения – область общественных отношений, в рамках которых действуют органы местного самоуправления, а полномочие – конкретная мера властного воздействия на указанные отношения.

Согласно статьям 353, 356 Трудового кодекса Российской Федерации соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является предметом соответствующего федерального государственного надзора, который осуществляет федеральная инспекция труда. Указанный надзор включает в себя проведение проверок, в ходе которых, в частности, выявляются факты уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, полномочия, которыми предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, будут дублировать контрольные полномочия федеральной инспекции труда. При этом проект не определяет, в каких случаях данные полномочия должны осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Исполнение новых полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления повлечет возникновение новых расходных обязательств соответствующих публично-правовых образований. В нарушение норм статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.