Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–957 «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Парламентом Республики Северная Осетия – Алания


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–957 «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести в пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение, согласно которому такой способ управления многоквартирным домом как непосредственное управление может быть выбран собственниками помещений в многоквартирном доме, если количество квартир в таком доме составляет не более чем шестьдесят.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса одним из способов управления многоквартирными домами является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, реализация которого допускается только в случае, если количество квартир в таком доме составляет не более чем тридцать.

Следует отметить, что в отличие от иных способов при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключаются на основании решений общего собрания (часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса). Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения в таком доме от своего имени (часть 2 статьи 164). Кроме этого, на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (часть 3 статьи 164).

Отметим, что ограничение по количеству квартир для данного способа управления было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ – в количестве 16 квартир, а позднее – Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ – в количестве 30 квартир. При этом введение ограничения было обусловлено негативной правоприменительной практикой, в соответствии с которой данный способ управления в домах, имеющих большое количество квартир, а значит и участников общей собственности, не обеспечивал надлежащее содержание и качественное управление общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, осложнял принятие решений, что, в конечном итоге, снижало эффективность управления многоквартирным домом.

Более того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 9 июня 2015 года № 1228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Симанкиной Елены Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации», установленная законодателем дифференциация способов управления многоквартирным домом в зависимости от количества квартир в нем не является произвольной, а обусловлена организационными и техническими особенностями управления различными объектами, требующими, в частности, соответствующего уровня профессионализма. При этом Конституционный Суд подчеркнул, что определив в Жилищном кодексе Российской Федерации критерий для выбора такого способа управления многоквартирным домом, как непосредственное управление собственниками помещений, федеральный законодатель исходил из числа квартир в нем, гарантированно обеспечивающего надлежащее и качественное управление с учетом прав и интересов всех без исключения собственников многоквартирного дома.

Как следует из пояснительной записки к проекту, предлагаемое изменение позволит собственникам помещений в 60-квартирных домах самостоятельно и оперативно принимать управленческие решения, учитывать пожелания проживающих в доме лиц, а также заключать прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. Однако данная аргументация представляется необоснованной, поскольку иные способы управления многоквартирными домами не лишают собственников помещений возможности реализовывать данные позиции.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.