Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1002 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Подготовлен Калининградской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1002 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается дополнить часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации новым пунктом 11–2, а также внести изменения в часть 1 статьи 46, части 2 и 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предлагаемые изменения направлены на установление порядка исключения из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа) домов, в которых имеется менее чем пять квартир, предусматривающего учет мнения большинства собственников помещений в таких многоквартирных домах (далее – собственники).

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 434-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» было внесено дополнение в пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса, в соответствии с которым нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир. Введение данной новации обосновывалось неэффективностью формирования фондов капитального ремонта таких домов как на счете регионального оператора, поскольку высокая удельная стоимость капитального ремонта таких домов приводит к диспропорциям при распределении им средств, так и на специальном счете, обслуживание которого пропорционально сумме ежемесячно собираемых взносов. Однако при этом не была предусмотрена возможность граждан принимать решение об оставлении такого дома в региональной программе.

Проектируемым пунктом 11–2 части 2 статьи 44 предлагается к компетенции общего собрания собственников отнести принятие решения об обращении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением об исключении многоквартирного дома, в котором имеется менее чем пять квартир, из региональной программы, в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым в такую программу могут не включаться многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир. При этом проектируемым изменением в часть 1 статьи 46 предлагается установить, что такое решение принимается большинством собственников – не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Поддерживая идею об учете мнения граждан в данном случае, полагаем необходимым дополнительно проработать вопрос о виде направляемого собственниками документа и целесообразности его направления именно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Следует учитывать, что поскольку решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия, в том числе в виде изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса), то вышеуказанный документ может быть оформлен в виде обращения с приложением к нему соответствующего решения и протокола общего собрания собственников помещений. Кроме этого, при определении органа власти, в который следует направлять вышеуказанное обращение, полагаем уместным ориентироваться на положения части 6 статьи 168 Жилищного кодекса и пункта 13 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29 октября 2015 года № 774/пр, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме вправе направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы и наделенный полномочием по принятию решения о внесении изменений в региональную программу, обращение через орган местного самоуправления, ответственный за предоставление сведений, необходимых для подготовки региональных программ.

Проектом также предлагается дополнить пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса новым положением, согласно которому в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым в региональную программу не включаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, исключение из нее включенных на дату вступления в силу указанного нормативного правового акта домов осуществляется при соблюдении следующих условий:

наличия решения собственников об исключении такого многоквартирного дома из региональной программы;

уплаты собственниками взносов на капитальный ремонт в объеме, соответствующем стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту, проведенных (оказанных) до дня принятия ими соответствующего решения за счет средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на его счете (счетах).

Проектом предлагается также внести корреспондирующее дополнение в абзац первый части 4 статьи 168 Жилищного кодекса, уточняющее, что внесение в региональную программу изменений, предусматривающих исключение из нее многоквартирного дома, в котором имеется менее чем пять квартир, осуществляется при актуализации такой программы при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком доме.

Правовым последствием принятия вышеуказанных новаций станет невозможность исключать трехквартирные и четырехквартирные дома из региональной программы без учета соответствующего волеизъявления большинства собственников помещений в таких домах.

Кроме того, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о расширении концепции проекта за счет установления возможности учета волеизъявления собственников помещений, проживающих в многоквартирных домах, в которых имеется менее чем пять квартир, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, о включении их домов в программу при ее актуализации даже в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о невключении таких домов в региональную программу капитального ремонта.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.