Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1035 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Камчатского края


Проектом законодательной инициативы предлагается отнести создание благоприятных условий для развития туризма на территории муниципального образования к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов.

Действующей редакцией статей 141, 151, 161 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) создание условий для развития туризма определено как право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Реализация таких прав (включая финансовое обеспечение) не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии возможности.

При отнесении создания условий для развития туризма к вопросам местного значения органы местного самоуправления будут обязаны решать данные вопросы и выделять на их решение средства местных бюджетов.

Внесение предлагаемых изменений мотивируется тем, что многие муниципальные образования, будучи высокодотационными, лишены возможности участвовать в развитии туризма, поскольку норма пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации запрещает таким муниципальным образованиям устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Кроме того, по мнению авторов проекта, муниципальные образования фактически лишаются возможности получения финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на создание условий для развития туризма в силу установленного статьями 141, 151, 161 Федерального закона № 131-ФЗ запрета решать вопросы, отнесенные к правам муниципальных образований, за счет межбюджетных трансфертов.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 301 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» создание благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При необходимости привлечь муниципальные образования к созданию благоприятных условий для развития туризма и осуществлять финансовое обеспечение такой работы за счет регионального бюджета, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передать органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия субъекта Российской Федерации в сфере развития туризма с выделением соответствующих субвенций.

Исполнение новых полномочий органами местного самоуправления повлечет возникновение новых расходных обязательств муниципальных образований. В нарушение норм статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Комитет полагает, что расширение перечня вопросов местного значения возможно исключительно с одновременным внесением в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений в части определения дополнительных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в объеме, достаточном для исполнения новых расходных полномочий муниципальных образований.

Следует также учитывать, что вопросы местного значения в одинаковой степени решаются органами местного самоуправления всех муниципальных образований в Российской Федерации, в то время как туристские ресурсы размещены по территории страны крайне неравномерно. Поэтому действующее правовое регулирование представляется оптимальным.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.