Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1059 «О внесении изменения в статью 79 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“

Подготовлен Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1059 «О внесении изменения в статью 79 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Проектом предлагается установить, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья (а не для инвалидов, как в действующей редакции), обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлопереводчиков является расходным обязательством Российской Федерации.

Как следует из пояснительной записки к проекту, он внесен в целях устранения проблем правоприменительной практики при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Разработчики проекта законодательной инициативы полагают, что используемое в данной норме слово «инвалидов» не согласуется с предыдущими положениями и содержанием всей статьи, в которой речь идет об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Таким образом, указанные категории обучающихся обозначены отдельно.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Письмо Минобрнауки России от 20 июля 2017 года № 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» информирует о том, что «объектом внимания Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ являются 2 категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – инвалиды (дети-инвалиды) и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы, статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК), деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он – не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки».

Согласно Приказу Росстата от 18 июля 2019 года № 410 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» в подразделе 1.2. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по строке 01 показывается численность обучающихся, прием и выпуск из числа лиц, относимых к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, по строке 02 – из них относимых к категории инвалидов.

Таким образом, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут являться или не являться инвалидами. Исходя из этого, представляется целесообразным сохранить формулировки рассматриваемых норм в действующей редакции.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.