Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1076 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Оренбургской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1076 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается закрепить для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований (далее – депутаты) гарантию обязательного рассмотрения их письменных обращений по вопросам депутатской деятельности, направленных в адрес предприятий, учреждений и организаций, расположенных соответственно на территории субъекта Российской Федерации либо территории муниципального образования. При этом предлагается установить, что ответ на такие обращения должен быть дан депутату не позднее 15 дней со дня получения обращения.

Как следует из пояснительной записки к проекту, такая гарантия обусловлена особым публично-правовым статусом депутатов как народных избранников и необходимостью создания условий для эффективной реализации форм депутатской деятельности, к которым относится работа с избирателями и контроль за исполнением принимаемых решений.

Концептуально поддерживая идею совершенствования правового регулирования гарантий деятельности депутатов, Комитет полагает целесообразным отметить следующее.

Представляется, что предлагаемый проектом общий срок рассмотрения обращений депутатов, равный 15 дням, нуждается в дополнительном обосновании, в том числе ввиду того, что существенным образом отличается от других, установленных законодательством Российской Федерации сроков подготовки ответов на запросы и обращения.

Например, в соответствии со статями 14 и 17 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок получения ответа по запросам членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также по их обращениям (при необходимости получения дополнительных материалов) составляет 30 дней со дня получения соответствующего запроса или обращения.

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также устанавливает 30-дневный срок для рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.

Аналогичный 30-дневный срок установлен и Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В части проектируемых норм, касающихся вопросов, по которым депутатами могут быть направлены обращения, отмечаем следующее.

Представляется, что предмет таких обращений не в полной мере определен проектом. Так, проектом предусматривается, что обращения депутатов могут направляться по «вопросам депутатской деятельности», однако в законодательстве Российской Федерации не определяется, что именно может относиться к таким вопросам.

Следует учитывать, что такое регулирование создаст неопределенность в правоприменительной практике и может привести к различным злоупотреблениям.

Также необходимо отметить, что проектом предлагается установить чрезмерно широкий круг лиц, обязанных отвечать на обращения депутатов, в который войдут, по сути, все организации, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо территории муниципального образования.

В этой связи необходимо обратить внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в постановлении от 18 июля 2012 года № 19-П.

Согласно указанной позиции, обязание рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений – организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе, притом что как сама эта обязанность, так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно. Между тем соответствующее универсальное регулирование указанных отношений на федеральном уровне не предусмотрено.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом вышеуказанных замечаний.