Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1081 «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным собранием Ленинградской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1081 «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести изменения в абзац второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон № 1541-I), направленные на установление возможности приватизации помещений жилищного фонда коммерческого использования.

Следует отметить, что согласно статье 1 Закона № 1541-I приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений (далее – приватизация жилых помещений). При этом правом на приватизацию жилых помещений обладают только те граждане, которые имеют право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма (абзац первый статьи 2 Закона № 1541-I).

Наряду с этим, абзац второй статьи 4 Закона № 1541-I предусматривает, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Таким образом, осуществление приватизации жилых помещений в соответствии с данной нормой для граждан связано с дополнительными, ограничительными по своему характеру условиями, к которым, прежде всего, относится субъективное усмотрение собственника (владельца) жилья на принятие соответствующего решения. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 декабря 2002 года № 316-О «По жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного, А.П. Бобрус и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“, практика применения этого положения показывает, что суд, ограничиваясь лишь формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию со стороны собственника, может лишь отказать гражданину в праве на приватизацию. Более того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года № 9-П было отмечено, что такие решения собственников являются исключением из общего правила, установленного первым абзацем статьи 4, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.

Таким образом, представляется, что последствием установления предлагаемой проектом возможности приватизации помещений жилищного фонда коммерческого использования явится рост необоснованных судебных исков о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, построенное коммерческой организацией за счет собственных средств и предоставленное истцу для проживания по договору найма.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.