Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1086 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Краснодарского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1086 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагается дополнить статью 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) пунктом 31–1, устанавливающим альтернативные меры ответственности для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации за предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

Предлагаемые авторами проекта законодательной инициативы меры ответственности аналогичны тем, которые введены Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 131 Федерального закона „О противодействии коррупции“ для депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Это, например, предупреждение, освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий депутата и ряд других.

Кроме этого, проектом законодательной инициативы указанную выше статью Федерального закона предлагается дополнить пунктом 31–2, в соответствии с которым порядок принятия решения о применении к депутату мер ответственности будет определяться законом субъекта Российской Федерации.

В целом, концепция проекта законодательной инициативы может быть поддержана. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующее.

Одним из оснований для введения альтернативных мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований послужил тот факт, что подавляющее их большинство работают на непостоянной основе и сталкиваются с серьезными затруднениями при заполнении большого пакета декларационных документов, нередко допускают ошибки и неточности, в результате чего по итогам проверок деклараций возможны были случаи массового прекращения полномочий муниципальных депутатов, что в целом негативно сказывалось на работе представительных органов муниципальных образований и на желании муниципальных депутатов брать на себя депутатскую ответственность.

Представляется, что депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с подобной проблемой сталкиваются намного реже.

Обращаем внимание, что в пояснительной записке к проекту законодательной инициативы не приведены факты и обосновывающая статистическая информация, которые подтверждали бы наличие практических проблем в рассматриваемой сфере.

Также необходимо обратить внимание на соотношение предлагаемой редакции пункта 31–1 статьи 12 и пункта 6 статьи 4 Федерального закона. Так, пунктом 6 статьи 4 Федерального закона установлено, что число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с проектом законодательной инициативы предусматриваются такие меры ответственности как освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе и запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий депутата. Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации не будет являться правомочным по причине несоответствия количества депутатов, работающих на постоянной и непостоянной основе, количеству, установленному законом субъекта Российской Федерации. При этом ни действующие нормы Федерального закона, ни проект законодательной инициативы не предусматривают необходимые действия в подобной ситуации.

Также следует обратить внимание, что пунктом 31 статьи 12 Федерального закона установлено, что несвоевременное представление депутатом сведений о доходах является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий. Иными словами, в случае, если, например, просрочка в представлении составляет один день – это может явиться основанием для досрочного прекращения полномочий. Вместе с тем, если депутат представил недостоверные или неполные сведения, к нему в соответствии с проектируемыми нормами может быть примерена такая мера ответственности, как предупреждение.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание в своих решениях, что применяемые меры юридической ответственности должны соответствовать конституционным требованиям справедливости и соразмерности.

С учетом изложенного представляется, что проект законодательной инициативы нуждается в дополнительной проработке и обосновании.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенных замечаний.