Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1135 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Подготовлен Калининградской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1135 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести изменения в статьи 170, 175 и 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на восполнение законодательных пробелов по вопросам формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.

Проектом предлагаются следующие новации:

1. В случае наличия задолженности и (или) проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет средств фонда капитального ремонта, размещенного на специальном счете, переход на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта невозможен до полного ее погашения собственниками (проектируемая часть 31 статьи 170 Жилищного кодекса).

Следует отметить, что Жилищным кодексом установлены положения, регулирующие вопросы целевого использования средств фонда капитального ремонта и перехода на иной способ формирования такого фонда. Так:

принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не допускается при наличии непогашенного кредита и (или) займа, задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (часть 2 статьи 173);

переход на формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора по решению органа местного самоуправления также не допускается в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет (часть 7 статьи 189 Жилищного кодекса);

средства фонда капитального ремонта могут использоваться только для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также для разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам (часть 1 статьи 174).

Таким образом, предложение проекта в этой части не учитывает нормы Жилищного кодекса об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а также предусматривает возможность использования средств такого фонда на проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, финансирование которого согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса осуществляется за счет средств граждан, внесенных ими в качестве платы за жилое помещение. В этой связи данное предложение не может быть поддержано.

2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка взыскания задолженности и о размере расходов, связанных с представлением услуг по взысканию задолженности, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним (проектируемая часть 32 статьи 175 Жилищного кодекса).

Поддерживая данное предложение, направленное на устранение законодательного пробела в части определения лица, уполномоченного на оказание услуг по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт на специальный счет, обращаем внимание на положения части 31 статьи 175 Жилищного кодекса, согласно которой решением общего собрания выбирается лицо, уполномоченное на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Таким образом, предлагаемое проектом положение целесообразно интегрировать в конструкцию части 31 статьи 175 Жилищного кодекса.

3. Специальный счет, открытый в российских кредитных организациях, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации требованиям, обеспечивает уплату процентов на специальный депозит, обеспечивающий доходность средств капитального ремонта (проектируемая редакция части 2 статьи 176 Жилищного кодекса).

Поддерживая данное предложение, необходимо отметить его декларативность. В этой связи требуется доработка предложения в части конкретизации механизма обеспечения доходности фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенных замечаний.