Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1147 «О внесении изменения в статью 2613 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

Подготовлен Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1147 «О внесении изменения в статью 2613 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается предусмотреть, что в качестве альтернативы общественных (публичных) слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации могут также проводиться общественные обсуждения.

По мнению авторов проекта, данная мера позволит решить ряд проблем, связанных с необходимостью личного присутствия, обязательного для публичных слушаний, а также с недостатком времени и помещений, необходимых для их проведения.

Как следует из проекта пояснительной записки к проекту законодательной инициативы, общественные обсуждения могут проводиться, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что позволяет увеличивать уровень информирования граждан о бюджетной и финансовой политике субъекта Российской Федерации, а также сокращать временные и организационные затраты жителей.

Концептуально поддерживая идею повышения уровня информирования граждан о бюджетной и финансовой политике субъекта Российской Федерации, отмечаем, что возможность выявления мнения через средства массовой информации или через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», которая предусмотрена для общественных обсуждений, несет в себе определенные риски.

Так, при таких формах выявления мнения позиция значительной части жителей может быть оставлена без внимания.

При этом применение для этих целей обозначенных разработчиками проекта законодательной инициативы порталов государственных услуг не сможет в полной мере гарантировать идентификацию гражданина и исключить возможности для различных злоупотреблений.

Кроме того важно отметить, что для участников общественных обсуждений, например, не предусмотрено такого важного права, как внесение замечаний по рассматриваемому вопросу, которое есть у участников общественных (публичных) слушаний.

Также только для итогового документа общественных (публичных) слушаний закреплены такие требования, как наличие обобщенной информации о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Учитывая особую общественную значимость вопросов, связанных с подготовкой проекта бюджета субъекта Российской Федерации и годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, а также требования, установленные к проведению общественных обсуждений Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», полагаем, что общественные обсуждения не могут служить альтернативой общественным (публичным) слушаниям для рассмотрения вопросов подготовки проекта бюджета субъекта Российской Федерации и годового отчета о его исполнении.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.