Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1176 «О внесении изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Краснодарского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1176 «О внесении изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается дополнить часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации новым предложением, согласно которому наряду с действующим правилом о предоставлении по договору социального найма жилого помещения гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, предлагается установить, что с согласия в письменной форме граждан такое предоставляемое жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого находится место их проживания (далее – иной населенный пункт).

Согласно положениям Жилищного кодекса жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 статьи 57, положения статьи 49). При этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам (часть 2 статьи 49), а жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49).

Таким образом, проектом предлагается предусмотреть возможность предоставлять жилое помещение в границах иного населенного пункта тем гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Наряду с этим возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, установлена частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса. Однако, в этом случае основанием для предоставления гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является их выселение из ранее занимаемого жилого помещения в связи со сносом жилого дома (статья 86), в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания (статья 87), в связи с передачей жилого помещения религиозной организации (стать 871), в связи с изъятием земельного участка под домом для государственных или муниципальных нужд (статья 872), а также в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома (статья 88). При этом, предоставление жилого помещения в ином населенном пункте допускается с согласия в письменной форме граждан, но только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 89). Такой случай в настоящее время установлен частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и предусматривает переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках соответствующих региональных программ.

Представляется, что предлагаемая новация позволит гражданам, состоящим длительный период времени на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, ускорить получение жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма и, как следствие, сократит количество очередников, состоящих на данном учете.

Однако, необходимо учитывать, что муниципальные образования по своей площади и протяженности, по количеству входящих в их состав населенных пунктов неоднородны, что на практике может проявляться в разнице по уровню жизни, структуре занятости населения, транспортной доступности и обеспеченности социальными и иными услугами внутри одного муниципального образования.

Проектируемая норма в предлагаемой редакции (без указания, например, на граничащие населенные пункты) означает возможность предоставления жилого помещения в населенном пункте, существенно удаленном от того, на территории которого находится место проживания гражданина.

В этой связи представляется необходимым дополнительно проработать положения, регулирующие вопросы согласования с гражданами условий изменения места проживания, последствий их возможного отказа, в том числе неоднократного, от переезда в другой населенный пункт, а также другие возникающие вопросы с точки зрения надлежащего соблюдения прав и законных интересов граждан.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.