Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1209 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Смоленской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1209 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается дополнить статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации частью 111, согласно которой собственники помещений в многоквартирных домах, не использующие такие помещения, освобождаются от обязанности внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, к которым отнесена и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса). При этом в случае временного отсутствия граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Обращаем внимание, что порядок перерасчета платы за период временного отсутствия потребителей коммунальных услуг, установленный разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), применим и для данного вида коммунальной услуги, объем потребления которой определяется исходя из расчетной величины ее потребления либо норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период (пункты 148(30) и 148(38) Правил) в зависимости от способа расчета платы за данную услугу.

Согласно пункту 148(34) Правил размер платы за указанную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При этом уточняется, что потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в нем более 5 дней подряд. Кроме этого, исполнителю указанной коммунальной услуги предоставлено право составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера соответствующей платы. Таким образом, предложение проекта об освобождении от оплаты данной услуги граждан, не использующих помещения, требует конкретизации и порядка установления такого факта, что на практике представляется почти невозможным.

Однако, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В связи с этим, на наш взгляд, собственники жилых помещений, не проживающие и не пользующиеся таким помещением, в том числе не предоставляющие такое помещение по договору найма иным лицам, имеют право воспользоваться возможностью проведения перерасчета размера платы за указанную коммунальную услугу в порядке, установленном разделом VIII Правил. При этом согласно пункту 91 потребитель вправе подать заявление о перерасчете услуги до начала периода временного отсутствия, что позволяет ему оформить перерасчет размера платы на период до 6 месяцев (абзац второй пункта 91 Правил).

Таким образом, действующая система подтверждения гражданами факта того, что они не проживают в жилом помещении, в том числе посредством обращения в многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг или посредством подачи необходимых документов в электронном виде представляется более обоснованной.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.