Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подготовлен Архангельским областным Собранием депутатов


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и в Федеральные законы от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), направленные на конкретизацию полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля за деятельностью региональных операторов капитального ремонта, а также на совершенствование положений, регулирующих деятельность региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проектом предлагается установить, что контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования региональным оператором средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах для формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, при осуществлении оплаты оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (проектируемая часть 4 статьи 186 Жилищного кодекса, проектируемый пункт 41 части 1 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ). Данное предложение считаем целесообразным и обоснованным.

Также проектируются комплексные изменения в статью 155 Жилищного кодекса и статьи 5, 6, 246, 2412, 291 Федерального закона№ 89-ФЗ. Проектом предлагаются следующие новации:

1) установить, что региональный оператор (региональные операторы) по обращению с твердыми коммунальными отходами создается (создаются) субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда.

При этом проектом исключается требование о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Наряду с этим водится переходное положение, согласно которому до создания регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в организационно-правовой форме фонда статус регионального оператора присваивается на срок, не превышающий одного года, юридическому лицу, имеющему данный статус в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ и осуществляющему деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации. При отказе такого лица – с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

В дальнейшем – создание субъектом Российской Федерации регионального оператора в организационно-правовой форме фонда является основанием для расторжения до 1 июля 2021 года соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вышеуказанным региональным оператором;

2) субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора (региональных операторов) по обращению с твердыми коммунальными отходами, не вправе принять решение о его (их) ликвидации;

3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть признан несостоятельным (банкротом);

4) региональный оператор (региональные операторы) по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе:

создавать филиалы и открывать представительства;

создавать коммерческие и некоммерческие организации;

участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций;

5) региональный оператор (региональные операторы) по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе:

создавать ассоциации и союзы региональных операторов и являться их членами в целях представления и защиты своих интересов, координации деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер;

быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций;

6) проверки деятельности региональных операторов по соблюдению ими порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандарта раскрытия информации проводятся уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулируемых государством тарифов с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок без ограничения срока проведения таких проверок. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок;

7) условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов предлагается устанавливать в законодательстве субъектов Российской Федерации, а не на федеральном уровне.

Предлагаемые новации направлены на расширение компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Наряду с этим, наделение контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью региональных операторов капитального ремонта будет способствовать повышению эффективности использования средств собственников на цели капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Комитет поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.