Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1219 «О внесении изменений в статьи 156 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона „Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“

Подготовлен Парламентом Республики Северная Осетия – Алания


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1219 «О внесении изменений в статьи 156 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона „Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проект направлен на закрепление за ресурсоснабжающими организациями обязанности по приобретению, установке, эксплуатации, обеспечению коммерческого учета и замены коллективных (общедомовых) приборов учета используемых в многоквартирных домах энергетических ресурсов, а также по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, по установке приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления электрической энергии, тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа (далее – указанная обязанность).

Следует отметить, что в настоящее время обязанность по оснащению многоквартирных домов и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии закреплена за собственниками помещений в многоквартирных домах (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Наряду с этим в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, может быть дополнен услугами и (или) работами по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа (часть 2 статьи 166 Жилищного кодекса). При этом согласно части 4 статьи 166 Жилищного кодекса у субъекта Российской Федерации есть право финансировать эти услуги и (или) работы за счет средств государственной поддержки в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Проектом предлагается дополнить статью 156 Жилищного кодекса частью 94, возложив указанную обязанность полностью на ресурсоснабжающие организации. Одновременно вносятся корреспондирующие изменения в часть 5 и часть 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, в соответствии с которыми исключается обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по их оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета потребленных энергетических ресурсов и соответствующая обязанность возлагается на ресурсоснабжающие организации. При этом в качестве собственников коллективных (общедомовых) приборов учета потребленных энергетических ресурсов предлагается определить ресурсоснабжающие организации, что повлечет их дополнительные расходы по содержанию, поверке, ремонту или замене этого оборудования.

Наряду с этим предлагается изложить часть 2 статьи 166 Жилищного кодекса в новой редакции, согласно которой исключается возможность включения субъектом Российской Федерации в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме работ по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа. В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года № 18, финансовая поддержка предоставляется субъектам Российской Федерации на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, проектом исключается действующая возможность финансирования указанных работ за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации и финансовой поддержки государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Поддерживая необходимость сокращения расходов собственников помещений в многоквартирных домах на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отмечаем недопустимость возложения возникающей финансовой нагрузки только на ресурсоснабжающие организации.

В качестве решения проблемы оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, автоматизированными информационно-измерительными системами учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг представляется возможным рассмотреть вопрос о расширении практики применения энергосервисных договоров в жилищно-коммунальном комплексе, что позволяет распределить финансовую нагрузку между всеми сторонами договора.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.