Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1220 «О внесении изменений в Федеральный закон „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“

Подготовлен Законодательным Собранием Пермского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1220 «О внесении изменений в Федеральный закон „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Статьей 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) определены требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах. Согласно части 1 статьи 76 Технического регламента дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.

При этом Техническим регламентом не определены требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в муниципальных округах.

Проектом предлагается внести изменение в статью 76 Технического регламента, установив, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях муниципальных округов определяется на том же условии, что и для сельских поселений (время прибытия первого подразделения к месту вызова не должно превышать 20 минут).

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон № 87-ФЗ) со дня вступления в силу данного федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период, в течение которого, в том числе городские округа, которые не соответствуют требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона № 87‑ФЗ), наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа.

Кроме того, согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 87‑ФЗ со дня вступления в силу Федерального закона № 87‑ФЗ до окончания указанного переходного периода, муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

На основании изложенного, а также с учетом единства регулирования вопросов местного значения муниципального округа и городского округа, содержащихся в статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полагаем, что определение дислокации подразделений пожарной охраны на территории муниципальных округов должно осуществляться на том же условии, что и для городских округов (время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не должно превышать 10 минут). Это позволит не ухудшить условия обеспечения пожарной безопасности в муниципальных округах (в том числе в городских населенных пунктах на их территории) по сравнению с городскими округами.

Кроме того, проектом предлагается установить, что порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях муниципальных округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Проектом предлагается также изложить наименование главы 17 Технического регламента в новой редакции, учитывающей муниципальные округа.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений не только в наименование главы 17 и статью 76 Технического регламента, но и в иные нормы Технического регламента, в которых устанавливаются требования к пожарной безопасности на территориях поселений и городских округов (например, статью 66 «Размещение взрывопожароопасных объектов на территориях поселений и городских округов» Технического регламента).

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенных замечаний.