Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1284 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Оренбургской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1284 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагается дополнить статью 11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) пунктом 31, устанавливающим, что указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи права сохраняются за депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными в составе списков кандидатов и являвшимися на момент избрания членами соответствующей политической партии, до момента их выхода (исключения) из данной политической партии.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона предусмотрено, что если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона депутатам, избранным в составе указанных списков кандидатов, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пояснительной записке необходимость введения ограничений для депутатов, избранных в составе списков кандидатов и являвшихся на момент избрания членами соответствующей политической партии, обосновывается тем, что в случаях, указанных в приведенных положениях Федерального закона, депутат осуществляет свою деятельность на профессиональной основе или замещает руководящую должность в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с его избранием в составе списка политической партии. При этом законодательство не предусматривает никаких ограничений на выход депутата из политической партии или на его исключение из нее.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2012 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 11 статьи 12 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой» установил, что действующее федеральное законодательство о выборах, политических партиях и об организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации не рассматривает членство в политической партии в качестве условия избрания гражданина в депутаты по списку данной партии. Ни вхождение во фракцию, ни пребывание в ней депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранного по списку политической партии, не обусловлено членством в этой партии.

Исходя из смысла пункта 51 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях», допускается возможность выдвижения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением списка кандидатов, а также включения в этот список членов общественных объединений, не являющихся политическими партиями.

Кроме этого, исходя из смысла пункта 13 статьи 12 Федерального закона, депутат на момент избрания в составе списка кандидатов может не быть членом соответствующей политической партии.

То есть, в данном случае, избрание депутата в составе списка кандидатов политической партии не означает его обязательного членства в данной политической партии. Вместе с тем, проектируемая норма увязывает избрание в составе списка кандидатов с членством в соответствующей политической партии.

Данное положение может привести к тому, что, например, права замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть лишены только члены политической партии, избранные в составе списка кандидатов данной партии, в то время как пункты 2 и 3 статьи 11 Федерального закона наличие тех или иных прав у депутата основывают не на членстве в политической партии, а на избрании в составе списка кандидатов.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенных замечаний.