Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–109 «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Рязанской областной Думой.


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–109 «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект), подготовленный Рязанской областной Думой, отмечает следующее.

Проектом предлагается в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городских и сельских поселений, не применять правило части 2 статьи 161 Жилищного кодекса, согласно которому непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений допускается, если количество квартир в нем составляет не более чем тридцать. Таким образом, предполагается, что в населенных пунктах городских и сельских поселений выбор собственниками непосредственного способа управления будет осуществляться без установленного ограничения.

Как следует из пояснительной записки к проекту, предлагаемое изменение позволит осуществлять собственниками непосредственное управление многоквартирным домом в тех населенных пунктах, в которых отсутствует конкуренция среди управляющих организаций, а значит, возможность выбора собственниками лучшей управляющей организации.

Следует отметить, что в отличие от иных способов при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключаются на основании решений общего собрания (часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса). Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения в таком доме от своего имени (часть 2 статьи 164). Кроме этого, на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (часть 3 статьи 164).

Отметим, что ограничение по количеству квартир для данного способа управления было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ – в количестве 16 квартир, а позднее – Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ – в количестве 30 квартир. Введение данного ограничения было обусловлено негативной правоприменительной практикой, в соответствии с которой данный способ управления в домах, имеющих большое количество квартир, а значит и участников общей собственности, не обеспечивал надлежащее содержание и качественное управление общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, осложнял принятие решений, что, в конечном итоге, снижало эффективность управления многоквартирным домом.

Более того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 9 июня 2015 года № 1228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Симанкиной Елены Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации», установленная законодателем дифференциация способов управления многоквартирным домом в зависимости от количества квартир в нем не является произвольной, а обусловлена организационными и техническими особенностями управления различными объектами, требующими, в частности, соответствующего уровня профессионализма. При этом Конституционный Суд подчеркнул, что определив в Жилищном кодексе Российской Федерации критерий для выбора такого способа управления многоквартирным домом, как непосредственное управление собственниками помещений, федеральный законодатель исходил из числа квартир в нем, гарантированно обеспечивающего надлежащее и качественное управление с учетом прав и интересов всех без исключения собственников многоквартирного дома.

Также следует отметить, что в период весенней сессии 2017 года Комитетом был рассмотрен проект федерального закона № 82037–7 «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части исключения условия, при котором может быть выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом), внесенный депутатом Государственной Думы С.В.Натаровым, и его концепция не была поддержана.

Рязанская областная Дума предлагает установить признак, на основании которого действующее ограничение по количеству квартир для выбора непосредственного способа управления не применяется, а именно – расположение многоквартирных домов на территориях конкретных видов муниципальных образований, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), – городских поселений и сельских поселений.

Однако следует учитывать, что предлагаемая норма в случае преобразования муниципальных образований (часть 1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ), например, в случае изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, присоединения поселения к городскому округу с внутригородским делением, повлечет необходимость изменения ранее выбранного способа – непосредственного управления многоквартирным домом с количеством квартир более тридцати, и, как следствие, нарушение законных интересов собственников.

Какого‑либо правового механизма для таких случаев проект не предлагает.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.