Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–120 «О внесении изменений в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Краснодарского края.


Проектом законодательной инициативы предлагается дополнить перечень документов, предъявляемых застройщиком для получения разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРК РФ)), копиями технических условий или договоров технологического присоединения к сетям централизованных систем обеспечения энергетическими ресурсами.

В статью 55 ГРК РФ предлагается внести уточнение, предусматривающее, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства действующим на момент получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта техническим условиям или договорам технологического присоединения и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

По мнению автора проекта, изложенному в пояснительной записке, статьи 51 и 55 ГРК РФ в действующей редакции игнорируют наличие у заказчика-застройщика обязанности обеспечения строящегося объекта энергоресурсами, в результате чего имеет место систематическое появление объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных жилых домов, строительство которых осуществляется без технических условий энергоснабжающих организаций, или ввод объектов в эксплуатацию без решения проблем внешнего энергоснабжения.

По существу рассматриваемой законодательной инициативы необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГРК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Исходя из указанного назначения разрешения на строительство, законодателем в части 7 статьи 51 ГРК РФ установлен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Наличие технических условий и договора о технологическом присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям не могут свидетельствовать о соблюдении застройщиком градостроительного регламента, утвержденной документации по планировке территории и установленных видов разрешенного использования земельного участка. Таким образом, предлагаемое дополнение в статью 51 ГРК РФ не соответствует правовой сущности разрешения на строительство.

Предлагаемое уточнение в статью 55 ГРК РФ представляется избыточным, поскольку в настоящее время в данной статье уже содержится норма о необходимости представления для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Необходимо также отметить, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям регулируется Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Исходя из норм Федерального закона № 35-ФЗ (статья 26) и Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Выдача сетевой организацией технических условий является одним из этапов процедуры заключения договора технологического присоединения.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2012 года № 2551/12, договор технологического присоединения является самостоятельным видом гражданско-правового договора, предметом которого являются обязательства сетевой организации по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, а также проведению работ по технологическому присоединению нового объекта (объектов) к инженерным сетям.

Представляется сомнительной идея о возложении на орган местного самоуправления или иной орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, функции контроля своевременного и надлежащего заключения гражданско-правового договора (в данном случае договора технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям) и выполнения его условий сторонами.

Строительство объекта капитального строительства связано с заключением большого количества гражданско-правовых договоров (подряда, оказания услуг, купли-продажи и т. д.). С точки зрения безопасности объекта капитального строительства и его соответствия предусмотренным законодательством Российской Федерации (в том числе, в сфере электроэнергетики) обязательным требованиям, важно не наличие у застройщика тех или иных заключенных договоров, а объективное соответствие построенного здания, сооружения, являющихся конечным результатом строительных работ, требованиям технических регламентов и других обязательных требований в строительстве. Именно поэтому при вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляется контроль за соответствием объекта техническим регламентам. Так, пунктом 5 части 3 статьи 55 ГРК РФ предусмотрено представление документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанного лицом, осуществляющим строительство.

Пунктом 9 этой же части предусмотрено представление заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.

Кроме того, частью 2 статьи 5 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного Федерального закон перечни, или требований специальных технических условий. Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено положение о том, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона. Согласно Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, на обязательной основе применяется ряд положений СП 54.13330.2011 «СНиП 31–01–2003 «Здания жилые многоквартирные», в том числе положение пункта 46 о том, что в жилых зданиях следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование.

Дополнительно следует отметить, что согласно абзацу восемнадцатому пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что с лицами, указанными в пунктах 121, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, сетевая организация обязана заключить договор о технологическом присоединении независимо от наличия или отсутствия технической возможности такого присоединения. В этом случае сетевая организация обязана выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Из указанных норм, по мнению Комитета, следует, что сам по себе факт наличия технических условий и (или) договора о технологическом присоединении энергопринимающего устройства к электрическим сетям не гарантирует бесперебойного обеспечения объекта капитального строительства электрической энергией.

С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.