Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–155 «Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия»

Подготовлен Государственным Собранием Республики Мордовия.


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–155 «Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия» (далее – проект) и отмечает следующее.

В целях совершенствования организации работы судебной системы в Республике Мордовия проектом законодательной инициативы предлагается упразднить 9 малосоставных районных судов Республики Мордовия и передать относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию других районных судов Республики Мордовия, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 3 статьи 3 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Проектом законодательной инициативы предлагается упразднить Атюрьевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Дубенский, Ельниковский и Старошайговский, Кадошкинский, Теньгушевский, Кочкуровский районные суды Республики Мордовия, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию соответственно Торбеевского, Чамзинского, Ичалковского, Атяшевского, Краснослободского, Инсарского, Темниковского, районных судов Республики Мордовия, Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия.

При доработке проекта законодательной инициативы (далее – проект) следует уточнить наименования некоторых районных судов Республики Мордовия. Так, в проекте вместо «Большеберезниковский» написано «Болыперезниковский», а вместно «Большеигнатовский» – «Болыпеигнатовский».

В качестве обоснования предлагаемых изменений в пояснительной записке к проекту указано, что малосоставность районных судов затрудняет выполнение некоторых положений процессуального законодательства, а в случае увеличения штатной численности судей в этих судах потребуются дополнительные площади для судов, увеличение расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата судов, что представляется нецелесообразным.

В целях недопущения ограничения конституционного права граждан на доступ к правосудию и в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, на местах упраздняемых районных судов Республики Мордовия проектом предлагается сформировать судебные присутствия.

В пояснительной записке к проекту сказано, что предлагаемое упразднение малосоставных районных судов, образование судебных присутствий в составе районных судов Республики Мордовия и последующее перераспределение штатной численности судей позволят более равномерно распределить нагрузку на судей районных судов, оптимизировать штатную численность сотрудников судебной системы республики.

Комитет полагает возможным поддержать проект законодательной инициативы № 7–155 «Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия».