Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–142 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Подготовлен Алтайским краевым Законодательным Собранием.


Проект законодательной инициативы согласно пояснительной записке направлен на устранение угроз безопасности создаваемых объектов капитального строительства, а также на повышение качества и эффективности деятельности негосударственных экспертных организаций.

Проектом законодательной инициативы предлагается внести изменения в часть 34 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), закрепляющую закрытый перечень объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит только государственной экспертизе, предоставив право субъектам Российской Федерации своими законами о градостроительной деятельности также определять объекты капитального строительства, проектная документация которых подлежит исключительно государственной экспертизе.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий подлежит по выбору застройщика или технического заказчика государственной или негосударственной экспертизе, за исключением случаев, когда в отношении проектной документации объектов предусмотрено проведение только государственной экспертизы.

Следует отметить, что введение Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» института негосударственной экспертизы, как альтернативы государственной экспертизе, в первую очередь преследовало цели снижения административных барьеров в строительной сфере, наличие которых было связано с высокой степенью загруженности органов, осуществляющих государственную экспертизу, и, как следствие, длительностью времени ожидания получения соответствующего заключения строителями и проектировщиками.

Указанные цели с принятием названного Федерального закона были достигнуты.

В свою очередь закрепление в части 34 статьи 49 Градостроительного кодекса закрытого перечня объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит только государственной экспертизе, связано с исключительным характером указанных объектов (например, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, объектов культурного наследия регионального и местного значения, объектов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и так далее).

Полагаем, что предоставление субъектам Российской Федерации права своими законами дополнять обозначенный выше перечень, может привести к обратным процессам, влекущим возникновение административных барьеров, а также повлечь ограничение конкуренции в указанной сфере.

Также проектом законодательной инициативы предлагается внести изменение в часть 12 статьи 49 Градостроительного кодекса, предоставив не только застройщику и техническому заказчику (их представителям), но и органу государственного строительного надзора право обжаловать заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в экспертную комиссию, созданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Обращаем внимание, что данная норма проекта законодательной инициативы не согласуется с положениями статьи 54 Градостроительного кодекса, посвященной государственному строительному надзору, которая не относит к предмету государственного строительного надзора проверку заключений экспертизы проектной документации (экспертизы результатов инженерных изысканий).

Проектируемыми нормами также предлагается внести изменения в статьи 491 и 50 Градостроительного кодекса, направленные на повышение требований к физическим лицам, которые могут быть аттестованы на право подготовки заключений экспертизы проектной документации (в части увеличения стажа их работы в сфере подготовки проектной документации с 5 до 7 лет или стажа работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации с 3 до 5 лет), а также к юридическим лицам, которые могут быть аккредитованы на право проведения негосударственной экспертизы соответствующих документов (увеличение минимального количества аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации работников организации с 5 до 7 человек).

Полагаем, что введение обозначенных норм может способствовать значительному повышению качественного показателя подготавливаемых в рамках негосударственной экспертизы экспертных заключений, следовательно, данное предложение может быть поддержано.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом высказанных замечаний.