Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–192 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Костромской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–192 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается в целях обеспечения гарантий беспрепятственного осуществления полномочий депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), (далее – выборные лица) установить запрет на увольнение по инициативе работодателя указанных лиц, а также запрет на их перевод на другую работу без их согласия.

Общая идея данного законодательного предложения, заключающаяся в обеспечении гарантий беспрепятственного осуществления полномочий депутатами региональных парламентов, депутатами представительных органов местного самоуправления и другими выборными лицами, заслуживает внимания. Однако предложенное Костромской областной Думой правовое решение этой проблемы представляется обладающим существенным правовым недостатком.

Считаем, что предлагаемый к установлению абсолютный запрет на увольнение по инициативе работодателя указанных выборных лиц, независимо от причины предполагаемого увольнения, не соответствует заявленной цели авторов проекта, так как предполагает невозможность увольнения вышеуказанных выборных лиц с основного места работы по инициативе работодателя во всех случаях и по всем основаниям, установленным в статьях 71 и 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в том числе при выявлении несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 статьи 81 ТК РФ), и в случае неудовлетворительного результата испытания, когда в трудовом договоре по соглашению сторон предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе (статья 71 ТК РФ), и даже при выявлении представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (пункт 11 статьи 81 ТК РФ).

При установлении в федеральном законодательстве предложенного в проекте имеющего абсолютный характер запрета на увольнение по инициативе работодателя работника, являющегося выборным лицом, могут быть созданы предпосылки для злоупотребления работником своим положением, а также для нарушения прав и законных интересов работодателя.

Поэтому полагаем, что новые гарантии беспрепятственного осуществления полномочий выборного лица не должны иметь характер абсолютного запрета на увольнение указанного лица по инициативе работодателя. При этом такие гарантии могли бы быть реализованы в виде ограничений и обязательных требований при принятии решения работодателем об увольнении выборных лиц (и при переводе их на другую работу без их согласия), предусматривающих участие в такой процедуре уполномоченных органов федерального государственного надзора в сфере труда (Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов).

Проект нуждается в существенной доработке.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с изложенными замечаниями.