Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–256 «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона „О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“

Подготовлен Парламентом Республики Северная Осетия – Алания


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–256 «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона „О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – проект), подготовленный Парламентом Республики Северная Осетия – Алания, отмечает следующее.

Проектом предлагается изменить порядок определения размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), установленный Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) и вступивший в силу с 1 января 2017 года.

Согласно положениям части 91 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества. Кроме этого, в соответствии с новациями Федерального закона от 29 июня 2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона „О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон № 258-ФЗ), вступившими в силу с 10 августа 2017 года, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, может определяться исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса либо на основании фактического объема потребления коммунального ресурса, определяемого в соответствии с показаниями автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов или коллективного (общедомового) прибора учета. Также следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 „О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме“ установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом их конструктивных и технических параметров (этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств).

Таким образом, новая система расчета размера платы граждан за данные коммунальные ресурсы, основанная на взимании платы за нормативно обусловленный или фактически использованный объем, не превышающий установленный субъектом Российской Федерации норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (часть 10 статьи 12 Федерального закона № 258-ФЗ), направлена на формирование объективных условий для снижения расходов граждан и юридических лиц за коммунальные ресурсы и повышения ответственности управляющих организаций за рациональное использование коммунальных ресурсов, необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Проектом предлагается внести изменения в пункт 2 части 1, пункт 1 части 2, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса, направленные на возврат к ранее действовавшей системе расчета платы за коммунальные услуги. Таким образом, в состав платы за коммунальные услуги, относящиеся к индивидуальному потреблению (холодная и горячая вода, электрическая и тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), предлагается включить плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Одновременно предлагается признать утратившими силу положения частей 91, 92, 93 статьи 156 Жилищного кодекса, вступившие в силу 10 августа 2017 года и установившие условия и порядок определения размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, оснащенном автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов или коллективным (общедомовым) прибором учета.

Как следует из пояснительной записки к проекту, предлагаемые изменения позволят снизить риск банкротства управляющих организаций, обязанных в соответствии с новой системой расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производить за счет собственных средств расчет с ресурсоснабжающей организацией в части покрытия возникающей разницы между фактически потребленным объемом коммунального ресурса и объемом, определенным на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета либо установленным договором снабжения коммунальными ресурсами.

Полагаем, что высказанное авторами законодательной инициативы опасение следует учесть при осуществлении мониторинга реализации вышеуказанных федеральных законов.

Однако учитывая незначительный период действия Федерального закона № 258-ФЗ, необходимость обобщения и анализа практики его применения, предлагаемые проектом изменения представляются преждевременными.

На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.