Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–267 «О внесении изменения в статью 95 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“

Подготовлен Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Проектом законодательной инициативы (далее – проект) предлагается предусмотреть возможность изменения существенных условий контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), при его исполнении не только по предложению заказчика, но и по предложению подрядчика, обнаружившего в ходе строительства не учтенные в технической документации работы.

Таким образом, предлагается расширить перечень случаев, в которых существенные условия государственного (муниципального) контракта могут быть изменены в процессе исполнения таких контрактов без использования заказчиком конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В пояснительной записке к проекту отмечается, что в ряде случаев в ходе строительства возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, которые не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ и направлены на достижение конечного результата. Если дополнительные работы, которые не включены в первоначальный проектно-сметный расчет и объективная необходимость в которых возникла в процессе выполнения государственного или муниципального подряда, требуют проведения конкурсных процедур, завершение строительства в предусмотренные контрактом сроки становится маловероятным.

По существу предлагаемых изменений необходимо отметить следующее. При исполнении договора строительного подряда зачастую возникает необходимость в выполнении дополнительных работ. При этом действующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о договоре строительного подряда, Федерального закона № 44-ФЗ, а также выработанные Верховным Судом Российской Федерации правовые позиции при разрешении споров, связанных с применением положений Федерального закона № 44-ФЗ, дают возможность в условиях применении контрактной системы закупок включить в предмет заключенного контракта дополнительные работы без проведения конкурсных процедур.

Так, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, отмечено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.

В силу пункта 5 статьи 743 ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

При этом с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.

К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Таким образом, в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создаст возможность для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.

Исходя из вышеизложенного Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.