Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–294 «О внесении изменений в статьи 168 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Ростовской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–294 «О внесении изменений в статьи 168 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации», подготовленный Законодательным Собранием Ростовской области (далее – проект), отмечает следующее.

Проект носит комплексный характер и направлен на решение ряда практических проблем, возникающих при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – капитальный ремонт). Проектом предлагаются следующие новации.

1. Проектируется изменение в пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса, согласно которому в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предлагается не включать многоквартирные дома, признанные на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отмечаем, что непригодность многоквартирных домов по критериям безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» позволяет отнести такие дома к аварийным, и, следовательно, в соответствии с действующей редакцией пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса позволяет субъектам Российской Федерации не включать их в региональные программы капитального ремонта и осуществлять их снос в соответствии с региональной адресной программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, предлагаемое изменение представляется излишним.

2. Проектируется изменение в часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса в части установления возможности изменения срока проведения капитального ремонта, исходя из уровня собираемости взносов на капитальный ремонт в таком доме, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Отмечаем, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» очередность капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте.

Таким образом, предлагаемое установление возможности переноса срока проведения капитального ремонта в многоквартирном доме на основании недостаточности средств, собранных собственниками помещений, кардинально меняет основной подход при определении очередности проведения капитального ремонта и может привести к ситуации, когда со временем такой дом окажется под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной, что в дальнейшем неизбежно повлечет дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления).

С учетом этого данное предложение вызывает сомнения и требует дополнительной проработки.

3. Предлагается дополнить часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса новым пунктом 5, согласно которому внесение изменений в региональную программу капитального ремонта, предусматривающих перенос срока капитального ремонта и (или) сокращение запланированного перечня услуг и (или) работ, при ее актуализации допускается без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение о переносе срока проведения запланированного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме исходя из уровня собираемости взносов на капитальный ремонт в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Данная новация должна рассматриваться во взаимосвязи с предложением о возможности изменения срока проведения капитального ремонта, исходя из уровня собираемости взносов на капитальный ремонт в таком доме.

4. Предлагается дополнить статью 170 Жилищного кодекса новой частью 9, в соответствии с которой взыскание в судебном порядке неуплаченных взносов на капитальный ремонт допускается по иску:

собственников помещений в многоквартирном доме;

владельца специального счета, если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете;

регионального оператора, если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.

Полагаем, что данная новация позволит на практике обеспечить своевременное и полное внесение взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Также предлагается установить, что срок для защиты права по иску собственников помещений, владельца специального счета или регионального оператора о взыскании неуплаченных взносов на капитальный ремонт (срок исковой давности) составляет десять лет со дня нарушения сроков оплаты взносов на капитальный ремонт.

Согласно общему правилу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет три года и не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». При этом для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (статья 197 Гражданского кодекса).

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенных замечаний.