Подготовлен Московской областной Думой
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–291 «О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.
Проектом предлагается изложить часть 91 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРК РФ) в новой редакции, предусматривающей, что утверждение документации по планировке территории, предназначенной для создания и (или) развития особой экономической зоны, осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена данная особая экономическая зона.
В настоящее время частью 91 статьи 45 ГРК РФ предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории, предназначенной для создания особой экономической зоны, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами.
Как отмечено в пояснительной записке, необходимость наделения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по утверждению документации по планировке территории, предназначенной для создания и (или) развития особой экономической зоны, исключит излишние документарные процедуры по передаче такого полномочия и автоматически предоставит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации право на утверждение документации по планировке территории в границах особой экономической зоны.
По существу предлагаемого изменения необходимо отметить следующее.
Исходя из положений статей 7, 8 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) органами управления особой экономической зоны могут быть уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее – уполномоченный орган), а также орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управляющая компания, в случае передачи им соответствующих полномочий уполномоченным органом.
Частью 7 статьи 36 ГРК РФ предусмотрено, что использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.
Представляется, что реализация указанного положения ГРК РФ будет существенно затруднена в случае, если полномочием по утверждению документации по планировке территории и полномочием по определению использования земельных участков в границах особой экономической зоны будут наделены различные субъекты, предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 116-ФЗ особая экономическая зона может располагаться в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации.
С учетом данной нормы не понятно, высшим исполнительным органом государственной власти какого субъекта Российской Федерации будет осуществляться предлагаемое полномочие.
Необходимо также отметить, что Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 538033–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, который направлен на совершенствование механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами, повышение их эффективности.
По мнению Комитета, совершенствование законодательства об особых экономических зонах, в том числе в части утверждения документации по планировке территории в границах особых экономических зон, должно осуществляться на комплексной и системной основе с учетом положений, содержащихся в указанном законопроекте.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным не поддерживать концепцию проекта законодательной инициативы.