Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–306 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Ростовской области.


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–306 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» были внесены изменения в федеральные законы от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), предусматривающие дифференциацию размера пеней, уплачиваемых поставщику энергетических ресурсов в зависимости от категории потребителя (управляющая организация или товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы (далее – ТСЖ, ЖК)) энергетического ресурса и срока погашения образовавшейся задолженности.

Согласно действующим нормам Федерального закона № 69-ФЗ, Федерального закона № 35-ФЗ, Федерального закона № 190-ФЗ, Федерального закона № 416-ФЗ для управляющих организаций размер пени составляет с 1-го по 60-й день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (далее – ставка рефинансирования), с 61-го по 90-й день просрочки — 1/170 ставки рефинансирования, с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки рефинансирования. Для ТСЖ, ЖК, равно, как и для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов пени установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования начиная с 31-го дня по 90 день просрочки, а с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки рефинансирования.

При этом для прочих потребителей или покупателей энергетических ресурсов (в том числе сетевых организаций) размер пени составляет 1/130 ставки рефинансирования со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты.

Проектом предлагается внести изменения в указанные Федеральные законы, установив для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, а также для прочих потребителей или покупателей энергетических ресурсов (в том числе сетевых организаций) единый размер и срок начисления пеней за несвоевременную и неполную оплату энергетических (коммунальных) ресурсов, а именно 1/300 ставки рефинансирования, начиная с 31-го дня просрочки.

Как следует из пояснительной записки к проекту, целью предлагаемых изменений является синхронизация размера и сроков оплаты пени, начисляемой в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных ресурсов.

Однако предлагаемая новация не коррелируется с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой для лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, установлена дифференциация размера пени в зависимости от срока погашения задолженности, в соответствии с которой предусмотрено увеличение размера пени до 1/130 ставки рефинансирования, начиная с 91-го дня просрочки платежа. Таким образом, потребители коммунальной услуги (собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах) будут уплачивать управляющей компании (управляющей организации) увеличенный размер пени, начиная с 91-го дня просрочки платежа, что ставит их в неравные условия с другими участниками процесса потребления энергетических (коммунальных) услуг. Кроме того, предлагаемые изменения позволят управляющим организациям получать дополнительный доход от разницы размера пеней.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.