Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–398 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Подготовлен Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–398 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», подготовленный Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – проект), отмечает следующее.

Проект носит комплексный характер и направлен на решение ряда практических проблем, возникающих при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – капитальный ремонт). Проектом предлагается внести изменения в статьи 33336 и 33337 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 7.221 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 169 и 173 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие следующие новации.

Проектом предлагается освободить истцов по искам о взыскании с собственников помещений задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (проектируемые изменения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33316 Налогового кодекса государственная пошлина является сбором, взимаемым с физических и юридических лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 253 Налогового кодекса. Следует отметить, что предлагаемое проектом расширение перечня лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, за счет лиц, выступающих в качестве истцов по истребованию задолженности по взносам на капитальный ремонт (региональные операторы, владельцы специальных счетов, собственники помещений в многоквартирном доме) повлечет сокращение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом финансово-экономическое обоснование к проекту не содержит указания на возникающие расходы федерального бюджета.

Предлагается ввести новый состав административного правонарушения. Согласно проектируемой новой статье 7.221 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений и (или) лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 182, пунктом 41 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор вправе без принятия решения собственниками помещений внести изменения в региональную программу капитального ремонта, предусматривающие перенос срока проведения капитального ремонта или сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ, на основании установленных им фактов воспрепятствования проведению работ собственником помещения (управляющей организацией или лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (недопуск подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома). При этом привлечение лиц к ответственности за воспрепятствование проведению запланированных работ по капитальному ремонту в настоящее время осуществляется в рамках гражданского судопроизводства. Предлагаемое проектом установление нового состава административного правонарушения и соответствующей административной ответственности заслуживает внимания.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Налогового кодекса и статьей 11 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» изменения в каждый из названных кодексов должны вноситься отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Проектом также предлагается внести ряд изменений в Жилищный кодекс, направленных на совершенствование законодательного регулирования организации и проведения капитального ремонта:

1) новой частью 5 статьи 169 предлагается установить, что на требования, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, действие сроков исковой давности не распространяется.

Следует отметить, что согласно общему правилу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет три года и не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен. Исключением из этого правила является требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни и здоровью граждан, в отношении которого исковая давность не распространяется (часть 11 статьи 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»). В отношении иных отдельных требований гражданским законодательством допускается установление специальных сроков исковой давности – сокращенных или более длительных по сравнению с общим сроком (статья 197 Гражданского кодекса). В связи с вышеуказанным, предлагаемая проектом отмена срока исковой давности на требования по уплате взносов на капитальный ремонт не может быть поддержана;

2) новой редакцией части 5 статьи 173 предлагается ввести дополнительное условие вступления в силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (далее – решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта), согласно которому вводится обязанность владельца специального счета представлять в орган государственного жилищного надзора копию протокола общего собрания и справку банка об открытии специального счета. При этом в случае невыполнения данного требования решение общего собрания об изменении способа формирования фонда капитального ремонта предлагается считать нереализованным.

Отмечаем, что аналогичные требования к владельцу специального счета о представлении решения общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и справки кредитной организации об открытии такого счета установлены частью 5 статьи 170 и частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса. В этой связи полагаем, что предлагаемые изменения дублируют установленные требования и являются излишними.

Проектом предлагается дополнить часть 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) новым пунктом 15, согласно которому сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно региональному оператору по его запросу для выполнения обязанностей по учету фондов капитального ремонта, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Отмечаем, что поскольку согласно статье 63 Федерального закона № 218-ФЗ бесплатное предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется, в том числе по запросам многофункционального центра в целях предоставления государственных или муниципальных услуг (пункт 6), генерального директора (его заместителей) единого института развития в жилищной сфере (пункт 13), публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства», то расширение данного перечня лиц за счет регионального оператора, осуществляющего деятельность по учету фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, представляется возможным. Данная новация может способствовать совершенствованию деятельности регионального оператора в части своевременного предоставления собственникам платежных документов по уплате взносов на капитальный ремонт, организации претензионной работы по взысканию соответствующей задолженности. Представляется, что указанное предложение могло бы быть оформлено и рассмотрено в виде отдельной законодательной инициативы.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.