Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–457 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“

Подготовлен Государственным Советом Республики Татарстан


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–457 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Согласно части 12 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации только в случаях, установленных федеральными законами.

Проектом предлагается дополнить Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 443-ФЗ) новой статьей, устанавливающей возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области организации дорожного движения, предусмотренных Федеральным законом № 443-ФЗ.

В пояснительной записке к проекту в качестве обоснования законодательной инициативы авторами проекта отмечается два обстоятельства: нехватка в целом финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований и широкий перечень полномочий органов местного самоуправления в области организации дорожного движения, предусмотренных Федеральным законом № 443-ФЗ.

Следует отметить, что согласно положениям статей 7 и 23 Федерального закона № 443-ФЗ, полномочиями в области организации дорожного движения по общему правилу наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений. Осуществление указанных полномочий органами местного самоуправления сельских поселений возможно только в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации соответствующего вопроса местного значения за сельскими поселениями.

Таким образом, Федеральный закон № 443-ФЗ обеспечил определенные гарантии органам местного самоуправления сельских поселений, которым наиболее свойственны проблемы нехватки финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, от возложения на них обременительных полномочий.

Помимо прочего, на наш взгляд, наделение органов местного самоуправления большим количеством полномочий в области организации дорожного движения не влечет само по себе невозможность их эффективного исполнения, так как полномочия могут быть разными по объему и не всегда предусматривать большое финансирование. Реализация отдельных полномочий может осуществляться, в том числе за счет перераспределения финансовых средств по иным статьям расходов, связанных, например, с дорожной или градостроительной деятельностью.

Также следует отметить, что механизм перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации может применяться только в виде исключения в отношении отдельных сфер деятельности органов местного самоуправления, когда правоприменительная практика позволяет сделать объективный вывод о низкой эффективности осуществления конкретных полномочий органами местного самоуправления и невозможности решения указанной проблемы иным способом. Иной подход входил бы в противоречие с конституционным принципом самостоятельности органов местного самоуправления.

Кроме того, важно обратить внимание, что Федеральный закон № 443-ФЗ вступает в силу 30 декабря 2018 года. В связи с этим, в настоящее время отсутствует какая‑либо правоприменительная практика исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере организации дорожного движения, однозначно свидетельствующая о неэффективности и полной финансовой необеспеченности принимаемых ими мер по реализации указанных полномочий.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.