Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–452 «О внесении изменений в статьи 36, 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации„

Подготовлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга


Проектом законодательной инициативы (далее – проект) предлагается предусмотреть в Жилищном кодексе Российской Федерации возможность уменьшения площади земельного участка, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Данное решение может быть принято в случае, если решение о формировании земельного участка в установленных границах было принято при отсутствии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В пояснительной записке к проекту отмечено, что формирование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется в большинстве случаев без ведома основной массы собственников помещений многоквартирного дома, поскольку в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона „О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“) любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в уполномоченные органы за формированием земельного участка. В связи с этим при формировании границ земельного участка в ряде случаев не учитываются все необходимые параметры для обслуживания многоквартирного дома, а также интересы большинства жителей многоквартирного дома. В результате земельные участки формируются в размерах, не соответствующих потребностям жителей многоквартирного дома.

Представляется, что идея о наделении общего собрания собственников помещений правом принимать решение в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в случае, если формирование земельного участка осуществлялось без учета мнения большинства собственников помещений в многоквартирном доме, заслуживает внимания.

Однако содержащиеся в проекте положения об образовании нового земельного участка под многоквартирным домом не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации (далее – Земельный кодекс). Так, в соответствии со статьей 112 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предложенный проектом механизм образования земельного участка «в новых границах» не соответствует ни одному из указанных в статье 112 Земельного кодекса способов.

К недостаткам проекта также можно отнести и то, что он не предусматривает возможность увеличения площади земельного участка на основании решения общего собрания собственников помещений в случае, если формирование земельного участка осуществлялось без учета мнения большинства собственников помещений.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.