Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–468 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–468 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. При этом предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.

Проектом предлагается в абзаце первом части 3 статьи 79 Федерального закона № 131-ФЗ слова «Перечень вопросов местного значения» заменить словами «Вопросы местного значения».

В пояснительной записке к проекту отмечается, что проект разработан в целях устранения неоднозначного толкования пределов полномочий городов федерального значения: либо города федерального значения в соответствии с указанным пунктом устанавливают что является вопросом местного значения и определяют содержание вопросов местного значения, либо города федерального значения закрепляют за внутригородскими муниципальными образованиями исключительно перечень вопросов местного значения из числа установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

По мнению авторов проекта, действующие положения Федерального закона № 131-ФЗ не предоставляют городам федерального значения права изменять содержание вопросов местного значения, соответственно, авторы проекта придерживаются второго варианта толкования из указанных выше.

Вместе с тем, следует отметить, что предлагаемые в проекте уточнения предположительно предоставят городам федерального значения более широкое усмотрение в определении вопросов местного значения, что, в свою очередь, может привести к разной практике определения компетенции внутригородских муниципальных образований в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и, как следствие, повлечь за собой судебные споры. Таким образом, на наш взгляд, уточнение абзаца первого части 3 статьи 79 Федерального закона № 131-ФЗ в предлагаемой проектом редакции не достигнет цели правового регулирования – исключения противоречивого толкования соответствующей правовой нормы.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.