Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–516 «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“

Подготовлен Мурманской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–516 «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проект направлен на введение учета нормативов потерь воды при установлении тарифов на услуги организаций водоснабжения и водоотведения.

Проектом предлагается внести изменение в статью 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), дополнив перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения полномочием по установлению нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Минстрой России).

Проектом также предлагается внести корреспондирующее изменение в статью 4 Федерального закона № 416-ФЗ, отнеся к полномочиям Минстроя России полномочие по утверждению порядка установления нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

Кроме того, проектом предлагается внести изменение в статью 32 Федерального закона № 416-ФЗ, установив, что при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены нормативы потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

Вместе с тем, статьей 39 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение устанавливаются показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – показатели надежности).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона № 416-ФЗ перечень показателей надежности, порядок и правила определения их плановых значений и фактических значений утверждается Минстроем России. При этом согласно пункту 9 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение плановых значений показателей надежности.

Приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 года № 162/пр утверждены перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – Перечень), а также порядок и правила определения плановых значений и фактических значений таких показателей.

В силу пункта 2 Перечня к показателям надежности, помимо прочих, относятся показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды).

Приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года № 640/пр утверждены Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона № 416-ФЗ плановые значения показателей надежности включаются в состав инвестиционных программ, производственных программ, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в договоры аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и концессионные соглашения, объектами которых являются такие системы, отдельные объекты таких систем, на каждый год срока действия указанных программ, договоров аренды, концессионных соглашений.

При этом согласно части 7 статьи 39 Федерального закона № 416-ФЗ в случае, если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности, тарифы этой организации, устанавливаемые, изменяемые или корректируемые на очередной год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств этой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы.

Таким образом, в настоящее время в отношении организаций, осуществляющих водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение субъектами Российской Федерации должны быть установлены плановые значения показателей эффективности, в том числе уровня потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды). При этом недостижение утвержденных плановых значений показателей надежности влечет за собой снижение тарифа этой организации.

На основании изложенного Комитет считает, что предлагаемые проектом изменения могут привести к избыточному регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения и нуждаются в дополнительном обосновании и обсуждении.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.